Формированию волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия:
— постепенное усиление требований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;
— поощрение стремления и готовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;
— постепенный переход от заданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямыми инструкциями, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;
— создание условий для реализации ведущей позиции ребенка в творческой деятельности и на занятиях.
Педагог призван помочь ребенку осознавать свои желания, требования взрослых, использовать их в разных способах выхода из трудного положения, используя анализ его причин, в поиске рациональных путей достижения цели, выборе из альтернативных типов поведения самого оптимального.
Главным методом воспитания волевого поведения детей раннего и дошкольного возраста является постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности. Психологи советуют использовать наставление ребенка в волевых действиях, устраивая игры с правилами, особенно с правилами-запретами, когда игроку следует приложить волевые усилия, чтобы не нарушить их.
В младшем и старшем дошкольном возрасте возможны проявления капризов и упрямства.
Каприз — быстротечные несправедливые желания, проявления неоправданного неудовлетворения.
Такие немотивированные желания возникают спонтанно, сопровождаясь общим неудовлетворением, волнением, которое по большей части не могут объяснить ни родители, ни ребенок. Капризы могут быть пассивными (не предусматривают конкретных желаний) и активными (ребенок предъявляет определенные требования, добивается их выполнения). Они могут быть вызваны быстрой утомляемостью, недомоганием или неправильным воспитанием, нарушениями в организации жизни детей. Ребенок капризничает, когда взрослый по различным причинам не выполняет обещанного, игнорирует его интересы и потребности. Предотвратить это можно благодаря четкой организации режима дня, устранению лишних раздражителей во время сна, приема еды, рациональном дозировании его впечатлений и получаемых знаний, формированию способности к внутреннему торможению.
Часто родители каприз не отличают от упрямства, поскольку в их внешних проявлениях есть много общего, хоть причины, что их порождают, разные.
Упрямство — сознательная попытка ребенка выполнять свои несправедливые желания.
Ребенок видит, что ошибается, осознает свою неправоту, но из-за упрямства не хочет выполнять то, что нужно. Причиной этого могут быть посягательство на его самостоятельность со стороны взрослых, пораженное самолюбие, недостаточно развитые волевые качества. Для избегания таких проявлений необходимо создать условия, в которых ребенок сам осознавал бы свою неправоту, беспочвенность своих требований.
Проявляя каприз или упрямство, ребенок громко плачет, топает ногами, ложится на пол, разбрасывает игрушки, создает беспорядок в комнате, не считается со справедливыми требованиями и предложениями взрослого, демонстративно "замыкается в себе", отстраненно реагирует на то, что происходит вокруг него. Чаще всего это вызвано нервной перегрузкой и физическим переутомлением, избыточным количеством впечатлений, изменением привычного порядка жизни семьи и режима деятельности ребенка. Подобным бывает поведение и в начальном периоде заболевания, когда главные симптомы болезни еще ярко не выражены, и во время выздоровления. Во всех этих ситуациях проявления каприза и негативизма являются эпизодическими. Для предотвращения их по большей части хватает устранения этих причин.
Стойкие проявления негативизмов поведения являются следствием недостаточного воспитания, неправильного взаимодействия взрослых с ребенком. Упрямство чаще всего возникает там, где взрослые слишком требовательны, ожидают от детей немедленного и безусловного подчинения, не учитывая их возрастные возможности и интересы, не объясняя своих требований. Как правило, такие требования взрослых бывают немотивированными, высказываются раздраженно. Это порождает соответствующее поведение ребенка, которое является своеобразной защитной реакцией на конфликты, вызванные его несостоятельностью выполнять непосильные требования взрослого. Если, например, ребенка ругают за то, что он не выполнил непосильного для него задания, в следующий раз он вообще будет отказываться его выполнять. По утверждению психофизиологов, упрямство предопределено биологическими особенностями функционирования нервной системы, которые могут быть последствиями родильных травм, асфиксии (патологическое состояние, вызванное недостатком кислорода, нагромождением углекислого газа в крови и тканях организма) новорожденных, перенесенных матерью в период беременности или ребенком в раннем возрасте инфекций.
Тест по определению социально-психологического типа личности.
(В.М.Минияров)
Условия заполнения теста
Из противоположных по значению личност ных качеств необходимо выбрать одно.
Если не удается соблюсти первое условие, то в случае 50% проявления обоих качеств следует отметить отрицательное.
Если положительное качество проявляется в большей степени, но присутствует и отрицательное, то можно отметить оба к ...
Межличностное
взаимодействие в трудах отечественных и зарубежных психологов
Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностн ...
Методика диагностирования степени тревожности
Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что, в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни.
Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания ...