Лицо. В раннем возрасте лицо ребенка интенсивно развивается конституционно и мимически. Лицо заметно меняет свои пропорции — круглая форма лица начинает постепенно переходить в овальную, что связано с изменениями лицевого черепа, с преобразованиями челюстей, когда появляются два ряда мелких зубиков, которыми ребенок с удовольствием грызет жесткую и хрустящую пищу. В течение первых двух лет высота лица от корня носа до нижнего края подбородка увеличивается от 39 до 81 мм.
По мере развития ребенка выразительность его мимики становится все более разнообразной и более определенной. В раннем возрасте намечаются новые тенденции в развитии мимики. Появляется большое разнообразие выразительных мин, которыми ребенок может уже достаточно успешно управлять, рефлексируя при этом на реакции близких взрослых. Умилительными физиономиями и сопряженными с ними позами ребенок достаточно успешно пользуется при взаимодействии со взрослыми. Просящие взгляды и лукавые полуулыбки, заглядывание снизу-вверх в глаза из-под склоненной головки и другие действующие на взрослых мины говорят о том, что ребенок раннего возраста начинает рефлексировать на свои мимические и пантомимические возможности и достаточно успешно пользоваться этим в лучшие моменты общения. В то же время подавляющее число мимических выражений ускользает от внимания, не контролируется ребенком и поэтому его чувства хорошо читаются взрослыми.
Кризис 1 года.
Кризис 1 года – это своеобразный переход малыша от младенчества к раннему детству. В это время ребенок уже начинает ходить и говорить свои первые слова. Кризис 1 года обусловлен в основном тем, что родители не понимают жестов и мимики малыша и не дают ему то, что он просит. Особое значение в это время приобретает слово «нельзя». Ребенок и раньше слышал это слово, однако сейчас, когда он уже сам может передвигаться по квартире, это слово становится особенно неприятным его слуху.
Кризис 1 года связан с первыми проявлениями самостоятельности ребенка. Он хочет исследовать все пространство вокруг, потрогать все, до чего только сможет дотянуться. Нежелание родителей помочь ребенку и дать ему то, что он хочет в этот период может вызвать значительные аффектные реакции – ребенок будет кричать, истерить, бить ногами по полу. Такое поведение может быть связано также со своеобразным стилем поведения родителем и воспитания. Например, малышу может резко не понравиться то, что сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при папе, но нельзя при бабушке. Избавиться от подобных острых реакций ребенка на запреты поможет только терпение, выдержка и правильное поведение родителей. Не нужно потакать всем капризам малыша, просто старайтесь мягко и ненавязчиво объяснять ребенку, что можно, а что нет.
Эмпирическое содержание кризиса первого года жизни чрезвычайно просто и легко. Он был изучен раньше всех остальных критических возрастов, но его кризисный характер не был подчеркнут. Речь идет о ходьбе. К девяти месяцам ребенок становится на ножки, начинает ходить. Ребенок в раннем детстве - уже ходящий: плохо, с трудом, но все, же ребенок, для которого ходьба стала основной формой передвижения в пространстве. Самое становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса.
Вместе с этим расширяется пространство ребенка, он отделяет себя от взрослого. Появляется первое слово (речь). До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт с взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.
Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. По форме она является общением. По содержанию - эмоционально-непосредственной связью с взрослыми и ситуацией. Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.
Характер указательных действий. Это является критерием распада социальной ситуации. Где было единство, стало двое: ребенок и взрослый. Между ними новое содержание - предметная деятельность. Основное новообразование связано с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи.
Тенденции развития общества, общественного производства и представлений
о субъекте труда
С развитием производства и общества изменяются и представления предпринимателей и ученых о человеке-деятеле в трудовых процессах, в частности, и социальном управлении активностью человека в целом. Социальные стереотипы менеджмента, характерные для разных стадий развития общества, одним из первых выделил Д. Мак-Грегор (теории «X» и «К») ...
Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения
Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:
- вид нарушаемой нормы;
- психологические цели поведения и его мотивация;
- результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;
...
10
Упражнение «Прекрасный ужасный рисунок»
Участники делятся на две группы. Каждой группе дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Первый участник создает «прекрасный» рисунок и передает его соседу справа. Тот в течение 30 секунд превращает «прекрасный» рисунок в «ужасный» и передает следующему человеку, который должен снова сде ...