Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;
Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;
Подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается.
Бессознательное не просвечивается светом разума, это темный, бесконечно глубокий колодец, где чего только не намешано: и Эдипов комплекс (отцеубийство и кровосмешение), доставшийся нам в наследство от нашего предка, и всевозможные страхи и комплексы, которые мы приобрели в детстве. Например, ребенок испугался чего-то, постарался забыть, сознание забыло, но психика ничего не забывает, она просто вытеснила это переживание в бессознательную сферу, оно там живет и часто мучает человека: один человек боится находиться в закрытом помещении, другой боится открытого пространства, третий - смертельно боится выезжать за границу и тому подобное.
Сознание - форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно-исторической практики это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности. Снизу подпирают страсти и инстинкты, сверху - требования общества. Поддаться своим инстинктам (половой инстинкт, страсть к насилию и так далее) нельзя: общество не потерпит. Подавить их тоже нельзя - это приводит к нервным срывам, неврозам, психическим заболеваниям.
Рассмотрим подробнее бессознательную часть человеческой психики. Наше бессознательное мощный источник нашей биологической энергии. Эта энергия может проявляться непосредственно на достижении разного рода наслаждений, а может воплощаться в произведениях культуры, искусства. Любой художник именно бессознательном черпает свое вдохновение, свою художественную силу.
Бессознательное может проявляться и во сне; когда человек спит "СверхЯ" отключается, "Оно" полностью овладевает сознанием, и тогда человеку могут присниться такие вещи, о которых он не рассказывает даже близкому человеку. Фрейд также открыл глубины человеческой сущности, о которых не подозревала наука о человеке в XIX веке. Фрейд пытался объяснить с точки зрения психоанализа всю человеческую историю с момента ее возникновения. Он выдвинул гипотезу, согласно которой главой человеческого стада был отец, которому принадлежали все женщины. Подрастающие сыновья также хотели получить этих женщин, которые одновременно были их матерями. Но сыновья не знали, кто чья мать, они знали только отца. И отец пресекал все сексуальные поползновения сыновей, грозя страшными наказаниями. Сыновья вынуждены были объединиться, убить отца и добиться своих целей.
Таким образом, два страшных греха лежат в бессознательном человека - отцеубийство и кровосмешение.
Было так на самом деле или нет - неважно, главное, что человеческая психика устроена так, как если бы это было на самом деле, - об этом свидетельствует наличие Эдипова комплекса.
З. Фрейд сделал вывод о предопределении всех психических актов энергии сексуальных влечений, являющихся иррациональными и враждебными сознанию. С его точки зрения феномены сознания служат для них лишь маскирующим механизмом перед лицом противостоящей индивиду социальной среды. Запреты со стороны последней, наносят душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, заболеваний и так далее.
Из всего вышеизложенного был сделан вывод: человек никогда не может сам себя знать до конца.
«Волшебная
кисть»
Уметь управлять своим настроением, искать выход из трудных ситуаций ...
Характеристика периода новорожденности. Кризис рождения.
Комплекс оживления
Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного, растительного существования в относительной постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся раздражителей, тот мир, где ему предстоит из беспомощного существа вырасти ...
Исследование конфликтной динамики младших школьников
Из вышеизложенного следует, что взаимодействие на уроке – учебно-предметное и социально-межличностное – имеет конфликтный характер и содержит пять основных факторов, различающихся по материалу конфликта, его детерминантам, форме и содержанию взаимодействия.
Отсюда можно по выделенным в предварительном эксперименте критериям описать вза ...