Бихевиористическое направление в психологии
Страница 3

Обратимся к работе Скиннера. В своих работах Скиннер наиболее убедительно доказывает, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. В отличии от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом имплицитно понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии.

Большое влияние на Уотсона оказало развитие в ΧVIII - XIX вв. концепции рефлекса, которое достигло кульминации в работах Чарльза Шеррингтона (1857-1952), И.М. Сеченова (1829-1905), И.П. Павлова (1849-1936) и В.М. Бехтерева (1857-1927).

Исследования рефлекторных реакций лабораторных животных, опубликованные Шеррингтоном в 1906 году, и учение Павлова об условных рефлексах; согласно которому изначально нейтральные стимулы замещают собой другие стимулы, вызывающие соответствующие реакции, легли в основу концепции "объективной" психологии.

Развитие предложенных Уотсоном системы потребовало переформулировки традиционных психологических понятий в терминах унаследованных и приобретенных реакций, явных или неявных, физиологических, двигательных или словесных. Так, эмоции были определены как наследственный способ реагирования, в котором преобладают неявные физиологические и гормональные реакции. Инстинкт рассматривается как явный наследственный способ реагирования. Позднее, когда проведенные Уотсоном исследования поведения детей не подтвердили наличия таких способов реагирования, он полностью отбросил понятие инстинкта. Формирование поведения, от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных навыков и речевых реакций взрослого, Уотсон объяснил Павловскими условными рефлексами.

В1911 году аналогичные идеи выдвинул М.Ф. Мейер (1873-1967), стремившийся приблизить психологию к физиологии. Ученик Мейера А.П. Вейсс (1879-1931) поддержал и расширил представление Джона Уотсона по многим вопросам, поставив цель преобразить психологию в естественнонаучную дисциплину.

К.С. Лешли (1890-1958) последователь Д. Уотсона, и У.С. Хантер (1889-1954), учившийся, как и сам Д. Уотсон, у Дж. Энджелла в Чикагском университете, внесли существенный вклад в развитие теоретических и экспериментальных основ бихевиоризма.

Некоторые принципы бихевиоризма были пересмотрены в 1930-1940-е годы, когда сложилось новое направление - необихевиоризм, изучавшее поведение с учетом "промежуточных переменных" - познавательных и мотивационных процессов, опосредующих связь между стимулом и реакцией. Кроме того, в противовес механической трактовке поведения, как суммы простейших реакций в необихевиоризме утверждалось понимание поведения, как целостного и целенаправленного акта.

Страницы: 1 2 3 


Результаты исследования по методике "Интерпретация притчи"
Рис. 2.15. Локус контроля сотрудников (внутренний круг на диаграмме показывает распределение по шкале специалистов предприятия, внешний – распределение рабочих). Результаты исследования показали, что 53% специалистов и 22% рабочих характеризуются интернальным локусом контроля. Данная группа людей имеет убеждение о неслучайности их ус ...

Обладание достаточной стрессоустойчивостью
В деятельности предпринимателя часто возникают ситуации, вызывающие нервные и эмоциональные перегрузки или, как говорят, стресс. Стресс – это обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его: в форме ощущения “пустоты в желудке” при необходимости сдавать ответственный экзамен; в форме раздражительности при необходи ...

Движение и действия младенца
На протяжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами. Он научается держать головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках, принимать вертикальное положение и делать несколько шагов; начинает тянуться к предметам, схватывать и удерживат ...