"Самое изумительное, из того, что
создала природа, - это личность человека"
Гёте
На вопрос, что такое личность, социологи и психологи отвечают по разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личность. Подробная информация столешница из камня цена у нас на сайте.
Слово личность ("personality") в английском языке происходит от латинского слова "persona". Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие "личность" был включен внешний, поверхностный социальный образ, который принимает индивидуальность, когда играет определенные жизненные роли - некая "личина", общественное лицо, обращенное к окружающим.
Чтобы составить представление о многообразии значений понятия "личность" в социологии и психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области.
Например, Карл Роджерс описывал личность как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Оллпорт определял личность как то, что индивидуум представляет на самом деле - внутреннее "нечто", детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов, и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность, как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Раймонд Кеттел, по мнению, которого ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Согласно А.Н. Леонтьеву, личность - качественно новое формирование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь при достижении им определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает во взаимоотношения с другими людьми в общественные отношения, и эти отношения становятся личностно образцовыми.
Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и предпочтение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой в широком смысле. Суженое понятие позволяет выделить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, которые соответствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И, кажется, личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Рассмотрим критерии сформировавшейся личности по А.Н. Леонтьеву:
Наличие в мотивах иерархии в определенном смысле - как способности преодолеть собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря которым преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу;
Способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство происходит на основе осознанных мотивов - целей и принципов. Наконец, Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна, непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации.
Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиций разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции "внешнего социального образа".
Г.С. Абрамов в своей книге описывает личность как особое качество психической реальности человека, проявляющая себя в момент встречи двух людей. Это, прежде всего мать и ребенок. В психологической литературе есть описание первой встречи - обычно она происходит во время кормления ребенка грудью, когда он в этой ситуации встречается глазами с матерью, на миг прекращает сосание и кусает грудь матери. В этой ситуации есть то содержание, которое характеризует встречу как особое явление в отношениях людей - они оба в ней изменятся. Ребенок изменил свою активность, это же вынуждена сделать и женщина. Их дальнейшие отношения уже опосредованы тем, что случилось, - они пережили момент присутствия другого человека, возможности воздействия на него и возможности взаимодействия.
В философии "личность" - это человек, осуществляющий выбор в пользу "образа человеческого", несущий в душе этот образ и пытающийся реализовать его в конкретной эмпирической ткани своего жизненного пути.
Теоретические аспекты
исследования взаимодействия студентов со своим окружением. Студенческая группа
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеу ...
Самооценка личности в студенческой среде
Об истинных своих достоинствах, как, впрочем, и о недостатках, человек часто и не подозревает.
Набережные Челны называют молодым городом или городом молодежи. Несколько лет назад средний возраст жителя составлял 27 лет, а на данный момент он приближается к 30. Но в то же время наш город можно назвать городом крушения надежды. Гигантска ...
Анализ эффективности предложенной системы занятий по формированию учебной
мотивации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
По завершении педагогической практики был проведён контрольный эксперимент.
После проведения формирующего эксперимента, направленного на формирование учебной мотивации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, мы провели повторное обследование экспериментальной и II-ой контрольной групп. Нашей задачей было: определение, т ...