Все мотивы потребления алкоголя в подростковом (да и не только) возрасте можно разделить на следующие:
1. Эмоциональные: становится веселей жить;
с расстройства, с горя;
с радости;
для разрядки, чтобы снять усталость;
чтобы отвлечься от повседневных забот.
2. Ритуальные: отмечаю праздник.
3. Общение: выпив, легче общаться;
за компанию.
4. Самоутверждение: для преодоления робости, застенчивости;
хочется быть похожим на взрослых;
хочется выделиться среди других.
5. Компенсаторно-восполняющие внутреннее одиночество, пустоту:
от скуки, от нечего делать;
дома не нравится, тоскливо;
не знаю, чем заняться в свободное время;
из-за одиночества.
6. Конформистские: так поступают окружающие.
7. Биологические: для аппетита.
8. «Жизненные»: трудное материальное положение;
плохие жизненные условия.
9. Мода.
10. Любопытство.
11.Привычка.
А сейчас попытаемся поподробнее разобрать некоторые из данных мотивов.
Одиночество, заставляющее употреблять спиртные напитки, отражает потребность в принадлежности, включённости в какую-то группу. Подростки значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков необходимость общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они ищут то, в чём им отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки, признание собственной значимости.
Типичная черта подростковых групп – высокая степень конформности. Подростки зачастую некритически относятся к мнению группы и её лидеров. Желание быть «как все», которое распространяется не только на одежду, но и на эстетические вкусы, а главное – на стиль поведения, часто приводит к различным девиациям, например, употребление алкоголя.
По мере взросления усиливается роль компании в потреблении спиртных напитков, так как у них есть проблемы, с которыми в сложных условиях потребление спиртных напитков связано вплотную. Это проблемы общения, проблемы признания в коллективе, проблемы утверждения своей взрослости. С помощью алкоголя они решаются легче, но не лучше.
Робость, застенчивость – самая распространённая коммуникативная трудность подросткового возраста. Застенчивость считается нежелательным качеством, и подростки стремятся от неё избавиться не лучшим путём, употребляя алкогольные напитки.
Трудное материальное положение и плохие жилищные условия также влияют на состояние подростка. Он постоянно находится в напряжении, ему кажется, что он не такой как все, что все смотрят на него с некоторым пренебрежением и у него может выработаться очередной комплекс неполноценности. Алкоголь же помогает утопить эти проблемы, и подросток часто выбирает именно этот способ.
Психическое развитие ребенка в
дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте у ребенка увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок, усложняется содержание общения ребенка с окружающими его людьми и расширяется круг этого общения. Важное место в жизни ребенка начинает занимать сверстник.
В дошкольном возрасте сознание приобретает характеристики опосредованности, обоб ...
Место психологии в системе наук о человеке как субъекте
деятельности
История становления научной дисциплины прямо и косвенно отражается в процессах ее взаимодействия с другими дисциплинами, в процессах ее дифференциации — выделении и становлении как самостоятельных ее отдельных ветвей, подходов, направлений.
Активное взаимодействие психологии труда с другими научными дисциплинами — не исключение из прав ...
Структура,
факторы и показатели социально-психологического климата и роль ее членов в его
формировании
Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычленение основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения.
По мнению В.В. Бойко структура социально-психологического климата определ ...