Гуманистическая теория личности
Страница 2

Психология » Теории личности » Гуманистическая теория личности

Внутренний мир человека, его мысли, чувства, эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со свои субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.

Гуманистическая модель личности основными концептуальными "единицами" выступают:

"Реальное Я" - совокупность мыслей, чувств и переживаний "здесь и сейчас"

"Идеальное Я" - совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личного потенциала.

Потребности в самоактуализации - врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности.

Хотя "реальное я" и "идеальное я" являются довольно размытыми понятиями, тем не менее существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения). Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии "реального я" и "идеального я" (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценки) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии.

При рождении обе подструктуры структуры "Я" полностью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счастлив.

В последствии благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождений между "реальным Я" и "идеальным Я" могут приводить к искаженному восприятию реальности - субцепции по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между "идеальным Я" и "реальным Я" могут возникнут психологические проблемы.

Студенты с высокой самооценкой в случае неудачи (например, провал на экзамене) пытаются установить контакт с преподавателем и пересдать предмет еще раз. При повторных попытках их показатели только улучшаются. Студенты же с низким уровнем самооценки отказываются от дальнейших попыток пересдать экзамен, преувеличивают свои трудности, избегают ситуаций, где они могли бы проявить себя, чаще страдают от одиночества.

В качестве блоков личности в этой теории выступают пять уровней потребностей человека по Маслоу.

Целостность личности достигается том случае, когда конгруэнтность между "реальным Я" и "идеальным Я" приближается к единице. Целостность личности - основное качество "полностью функционирующей личности". Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности.

Целостная личность, во-первых, стремится к установлению хорошего психологического контакта со своими друзьями и близкими, к раскрытию им своих скрытых эмоций; во-вторых, четко знает, кто она есть на самом деле ("реальное Я") и кем бы оно хотело быть ("идеальное Я"); в-третьих, максимально открыто к новому опыту и принимает жизнь такой, какая она есть "здесь и сейчас"; в-четвертых, практикует безусловное позитивное отношение ко всем людям; в-пятых, тренирует в себе эмпатию к другим людям, то есть пытается понять внутренний мир другого человека и смотреть на другого человека его глазами.

Целостную личность характеризует:

Эффективное восприятие реальности;

Способность, простота и естественность поведения;

Страницы: 1 2 3


Равенство женщин: иллюзия или реальность
Природное неравенство людей делает невозможным равенство их имущества. (Поль Анри Гольбах) Если мы посмотрим, что происходит ежедневно в различных организациях, то увидим, что конкуренция является не только соревнованием за первое место в иерархии или на служебной лестнице, но и игра, в которую женщины вкладывают больше сил, чем следов ...

Что же нужно, чтобы добиться успеха в руководстве организацией? Беседы с сотрудниками
Визитная карточка руководителя - умение расположить к себе. С каждым сотрудником Вы должны беседовать, как минимум, два раза в год. Идеально, если Вы смогли бы это делать примерно два раза в квартал. Это занимает гораздо меньше времени, чем Вы предполагаете. Но затраченное Вами время на беседы обязательно оправдается. Что дает беседа? ...

Понятия физического и психического здоровья: норма, патология
«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», – записано в уставе Всемирной организации здравоохранения. В общем понятии здоровья имеются две неотделимые составляющие: здоровье духовное и психическое. Духовное здоровье человека зависит от си ...