В своей контрольной работе я хочу рассказать о разработанной в Житомирском педагогическом институте им. Ивана Франка программе тренинга для старших дошкольников «Азбука этикета».
В ее основу заложено личностно ориентированный, деятельный и культурологический подходы.
Проведения занятий по основам этикета планируется за счет вариативной части программы (1 час в неделю; продолжительность занятия – приблизительно 20 минут).
Цель тренинга – содействовать освоению детьми норм и правил культурного поведения, воспитывать позитивное отношение к близким, одногодкам, старшим, к окружающему, развивать чувства причастности, совместности с другими людьми.
Курс состоит из четырех блоков: культура внешнего вида, правила поведения в общественных местах, этикет межличностных взаимоотношений, культура общения. Каждый блок состоит из нескольких разделов.
Культура внешнего вида.
1. Санитарно-гигиенические навыки. Ребенок должен знать основные правила ухода за отдельными частями тела и органами; уметь самостоятельно выполнять основные гигиенические процедуры, пользоваться гигиеническими приемами и предметами ухода; придерживаться эстетики жестов, поз, ходьбы.
2. Внешность. Придерживаться опрятности, аккуратности внешнего вида; следить, чтоб волосы были чистыми, хорошо зачесанными, чтоб прическа соответствовала обстоятельствам; иметь представление о значении одежды, ее соответствие месту, возрасту, времени (праздничная, рабочая одежда).
Правила поведения в общественных местах.
1. Поведение в детском садике. Ребенок с уважением относится у воспитателям, другим сотрудникам дошкольного заведения, исполняет их требования; придерживается норм культуры общения в отношениях с ровесниками, бережно относится к общественному имуществу; принимает активное участие в подготовке к праздникам.
2. Город и мы. Дети придерживаются правил безопасности жизнедеятельности (знают правила поведения на дороге в разное время года, в критических ситуациях обращаются за помощью к взрослым, знают основные правила поведения в экстремальных условиях, считают недопустимым причинить какой-либо вред себе или другим); придерживаются порядка в общественных местах, элементарных правил поведения в магазине, кафе, транспорте, театре и т. д.
3. Правило гостеприимства. Ребенок умеет проявлять гостеприимство, правило дарения и принятия подарков, знакомства гостей; имеет элементарные навыки сервировки стола, культурного поведения за столом.
Этикет межличностных отношений.
1. Твоя семья. Каждый ребенок имеет представление про свой род, осознаёт правила сожительства в семье, добросовестно исполняют свои обязанности (уважают старших, заботятся о них; уважают родителей, уступают своим желаниям, потребностям, интересами ради них, удовлетворяют их желания, прислушиваются к советам, указаниям; заботятся о младших, внимательно относятся к их потребностям, просьбам, учат их); соблюдают чистоту и порядок в помещении; любят и уважают семейные праздники, участвуют в их организации.
2. Этика взаимоотношений со сверстниками. Дети проявляют интерес, доброжелательное отношение к сверстникам, придерживаются демократических отношений с ними, хотят быть справедливыми, морально выдержанными, проявляют ответственность, обращают внимание на индивидуальность; придерживаются норм общения, владеют выразительными (вербальными и невербальными) приемами общения; поддерживают общую для всех цель деятельности, согласовывают собственные действия с действиями партнеров ради достижения общей цели; избегают конфликтов, умеют их предотвратить.
3. Этика взаимоотношений со старшими. Ребенок проявляет вежливость, сдержанность, толерантность в отношениях со старшими, разговаривает тихо, не обижает людей чрезмерным рассматриванием; замечает положение, интересы, потребности людей, учитывает их и желает удовлетворить; без разрешения близких не рассказывает незнакомым про свою семью и место проживания; знает про существование у людей физических и психических недостатков, корректно относится к людям, которые имеют такие недостатки.
Культура общения
1. Разговорный этикет. Ребенок знает основные формы разговорного этикета (знакомства, приветствие, прощание, обращение, просьба, благодарность, извинение и т. д.), умеет использовать их в ситуациях стандартизованного общения, проявляя при этом вежливость, добросовестность; умеет внимательно слушать собеседника; желает обогащать словарный запас.
Экспериментальное исследование влияния стиля поведения членов школьного
коллектива на социально-психологический климат. Задачи,
методы и организация исследования
В данной работе нами поставлена цель – определить существует ли связь между стилями поведения школьного коллектива и составляющими социально-психологического климата. Мы исходим из предположения о том, что социально-психологический климат школьного коллектива зависит от таких его составляющих как уровень эмпатии, социометрического стату ...
Доминирующий тип личности
1. В сфере отношения к людям:
а) учителю необходимо очень осторожно вступать и диалог с родителями; детей доминирующего социально-психологического типа личности, так как они могут быть такого же типа. Беседа должна начинаться с оценки положительных сторон ребенка и затем постепенно переходить к обсуждению негативного в поведении ребенк ...
Этика психологической работы
1) Психологическая служба – это организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС – центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные уч ...