Введение

Актуальность определяется рядом обстоятельств. В условиях современного российского образования, когда происходит кардинальная смена парадигмальных подходов к обучению и воспитанию и осуществляется, наконец, постепенное вытеснение учебно-дисциплинарной модели образования личностно-ориентированной, реальным субъектом в рамках образовательной практики становится обучающийся. В то же время его субъектность не может быть в психологическом плане описана, объяснена и понята без учета социально-психологической характеристики социальной ситуации развития и, прежде всего, его позиции в системе взаимодействия с ближайшим и при этом референтным окружением.

Несомненно, нельзя сказать, что психологические проблемы студенчества полностью обойдены вниманием психологов - теоретиков и психологов - практиковано совершенно очевидно, что этот круг вопросов до конца еще не прояснен, особенно, если речь идет о характере межличностных отношений студентов со своими соучениками и преподавателями. Актуальность подобных исследований именно сейчас связана еще и с тем, что в условиях быстро меняющегося мира, казалось бы, раз и навсегда устоявшиеся, по сути дела, классические идеи педагогического взаимодействия в вузе в реальной образовательной практике в буквальном смысле "переворачиваются", меняют свою психологическую сущность, направленность и тональность, теряя менторское звучание и переходя в логику реального партнерства всех субъектов образовательного процесса. В рамках данной дипломной работы мы, с одной стороны, попытались привлечь внимание к острым, а порой и болезненным аспектам взаимоотношений студента со своим референтным окружением, а с другой — наработать и проинтерпретировать ту конкретику реального взаимодействия и общения студента с сокурсниками и преподавателями, которая бы смогла хотя бы частично вскрыть социально-психологическую специфику его личностного развития в условиях реального процесса и группообразования в рамках учебной студенческой группы в современном российском вузе.

Целью выпускной квалификационной работы является выявление и интерпретация зависимостей и закономерностей, раскрывающих особенности характера взаимоотношений студентов с окружающими.

Объектом являются студенты Елабужского государственного педагогического университета различных курсов.

Предметом выступают взаимодействия студентов со своим окружением.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты студенческой группы, взаимодействие студентов с окружающими, а также рассмотреть межличностное взаимодействие в трудах отечественных и зарубежных психологов.

2. Провести исследование взаимодействия студентов с окружающими, в частности рассматриваем систему "студент-студент".

Гипотеза исследования заключается в том, что межличностное взаимодействие студентов в группе на каждом курсе имеет свою специфику.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что раскрывается понятие "студенческая группа", установлена динамика взаимодействия студентов разных курсов.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в систематизации теории взаимодействия студентов со студентами своего курса и разных курсов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они открывают новые возможности для решения таких актуальных практико–прикладных задач, как формирование личности студентов.

Методики исследования: диагностика направленности личности в общении (С.Л. Братченко); диагностика межличностного поведения человека в группе (В.Стефенсон).

Структура выпускной квалификационной работы. Во введении обоснована актуальность темы, сформулирована цель, определены объект, предмет исследования, поставлены задачи, раскрыты его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе "Теоретические аспекты исследования взаимодействия студентов со своим окружением" раскрыты такие понятия как "межличностное взаимодействие", "студенческая группа", их структура и содержание; рассмотрены особенности межличностного взаимодействия в трудах отечественных и зарубежных психологов.

Во второй главе "Эмпирическое исследование взаимодействия студентов со своим окружением" рассмотрены этапы проведения исследования; проанализированы полученные данные в эмпирической работе.

В заключении представлены результаты исследования, сформулированы основные выводы.


Насколько высокая у вас самооценка?
Что для вас в жизни дороже всего? Ваш лучший друг, ваши навыки работы, ваши творческие способности, любовь вашей семьи? Поверите ли вы, если я скажу, что есть кое-что, что для вас еще бесценнее? Подумайте о вашей самооценке, наборе лестных чувств и установок по отношению к самому себе, которая помогает понять разницу между ощущением себ ...

Методика проведения индивидуальной консультативной работы с детьми и их родителями
Работа с конкретным индивидуальным случаем – довольно трудоемкий процесс, требующий определенной организации. Наиболее рациональной представляется следующая схема исследования конкретного случая. Таблица 1 – Модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании Задачи Содержание, формы и методы работы ...

Психологические особенности юношеского возраста. Юность как возрастной этап психического развития
Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи расходят­ся в определении возрастных границ юности. В западной психологии преобладает традиция объединения от­рочества и юности в возрастной период, называемый пери­одом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взросло ...