Заключение
Страница 1

Таким образом, когда говорят о теории сознания, конечно, имеют в виду объяснительную теорию, подразумевая под этим такую теорию, которая объясняла бы связь феномена сознания с нейробиологическими событиями, или, в более общем плане, связь психических феноменов с физическими. Рассмотрим с этой точки зрения современные гипотезы о природе сознания.

Среди естествоиспытателей самым распространенным является убеждение, "что все аспекты психики, включая и самое удивительное ее свойство – сознание, вероятно, можно объяснить материалистически как результат активности больших популяций взаимодействующих нейронов". Основанием для этого служат многочисленные экспериментальные данные, указывающие на следующие факты:

1) прямые раздражения определенных участков коры головного мозга вызывают у пациентов определенные психические переживания (экспериментальные данные, получаемые начиная с работ Р.Пенфилда);

2) различные психические процессы у субъекта сопровождаются объективно наблюдаемыми изменениями в нейронной активности определенных участков головного мозга (данные позитронно-эмиссионной томографии, магнитоэнцефалографии и др.);

3) органические повреждения определенных участков головного мозга сопровождаются изменениями в психической сфере пациентов (данные клинических наблюдений).

Кроме того, необходимо отметить впечатляющую объяснительную силу "нейронального" подхода в изучении первых стадий процессов восприятия и заключительных стадий процессов эфферентации. В некоторых случаях для них разработаны в деталях структурно-функциональные нейронные модели, очень хорошо согласующиеся с экспериментальными данными.

Сегодня кажется, что нейробиологические представления о работе мозга в основном сформулированы. И если для возникновения сознания и вообще психики достаточно наличия большого ансамбля нейронов, то можно ожидать обнаружения этих феноменов у искусственных систем, моделирующих основые свойства нейронных ансамблей. Здесь имеются в виду нейросетевые модели – как формальные, так и воплощенные в "железе". Искусственные нейросети действительно проявляют интересные черты поведения, которые можно проинтерпретировать как обучение, узнавание и даже обобщение.

В последнее время рядом исследователей, изучающих искусственные нейросети, сделаны попытки ответить также на вопрос об искусственных системах сознания. В качестве примера можно привести статью И.Александера, которая представляет собой формализацию интерпретации сознания как вычислительного процесса. Обратим, однако, внимание на основной постулат этой работы: «То персональное ощущение, имеющееся у некоторого организма, которое зовется сознанием, обусловлено паттернами разрядов некоторых нейронов. Последние являются частью еще большего числа нейронов, формирующих параметры состояния некоторой машины нейронных состояний. Эти паттерны разрядов должны быть заучены путем передачи активности между сенсорными входными нейронами и нейронами этого состояния". Далее поясняется, что "машина состояний есть наиболее общая модель ограниченного вычислительного процесса. Итак, "сознание есть внутреннее ощущение, которое может быть приписано активности некоторого подмножества составных компонентов, называемых нейронами". Таким образом, и в исследованиях, посвященных искусственным нейросетям, вопрос о возникновении феномена некоего искусственного сознания решился в духе процитированных выше высказываний, которые оставляют ощущение что это решение сведено к некоторой корреляции.

Современные гипотезы о природе сознания представляют собой высказывания следующей структуры: "когда (внешний) наблюдатель фиксирует событие Х, связанное с неким индивидом, этот индивид имеет психическое переживание, которое он в сообщении (внешнему) наблюдателю характеризует как состояние осознанности". Но все события Х принадлежат множеству событий, базирующихся на "соматической составляющей" индивида. Таким образом, теории, выраженные высказываниями с такой структурой, описывают в лучшем случае некий коррелят сознательного, который является феноменом из "корпускулярно-полевой" части мира. По отношению к психике субъекта – это внешние описания.

Страницы: 1 2


Заключение.
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Карл Маркс и Франк Энгельс отмечали в связи с этим: «…действительное духовное богатство индивида всецело зависеть от богатства его действительных отношений…». Исторический опыт и повседневная практ ...

Интровертивный тип личности
1. В сфере отношения к людям: а) по возможности учителю можно было бы ставить учащихся этого типа в ситуации, в которых нужно устанавливать неформальные контакты, с окружающими, Для начала это могли бы быть близкие им люди, а в Дальнейшем и малознакомые. Это необходимо делать для того, чтобы учащийся; преодолел робость в общении, как с ...

Самооценка личности в студенческой среде
Об истинных своих достоинствах, как, впрочем, и о недостатках, человек часто и не подозревает. Набережные Челны называют молодым городом или городом молодежи. Несколько лет назад средний возраст жителя составлял 27 лет, а на данный момент он приближается к 30. Но в то же время наш город можно назвать городом крушения надежды. Гигантска ...