Описание методик, применявшихся в исследовании. Тест "20-ти высказываний" М. Куна

Методика позволяет исследовать дифференцированность самоосознания и особенности самоотношения (Я-концепции), при этом достоинство получаемых нестандартизированных самоотчетов по сравнению со стандартизированными заключается во множественности вариантов самоописания и возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навязанное ему исследователем.

Оборудование: бланки с нумерацией 20 позиций, секундомер.

Процедура проведения методики: В течение 12 минут обследуемый должен постараться дать 20 различных ответов на вопросы, обращенные к самому себе: "Кто я такой? " и "Какой я? ". Ответы даются в том порядке, в котором они спонтанно возникают, без акцента на логике и грамотности.

Инструкция: "Перед вами – чистые листы бумаги, на которых вы видите цифры от 1 до 20-ти. В течение 12 минут вы должны будете постараться дать не менее 20-ти различных ответов на вопросы "Кто я? " и "Какой я? " (вопросы записаны на доске). Ваши ответы могут затрагивать так же сферы: "Что я люблю? ", "Что мне не нравится? ", "К чему я стремлюсь? " и т.п. Ответы нужно давать в том порядке, в котором они спонтанно приходят в голову, не заботясь о логике и грамотности. Главное – успеть написать 20 различных ответов".

Обработка результатов.

Подсчитывается общее количество данных ответов.

Оценивается количество "присоединяющих" ответов (указывающих на принадлежность к той или иной категории людей, например, "ученик", "член кружка" и т.п.) и "дифференцирующих" (указывающих на специфический признак – например, "люблю поспать", "хорошо рисую" и т.п.).

Все данные ответы разносятся по категориям: социальные группы (пол, возраст, национальность, социальное членство и т.п.); идеологические установки; интересы и увлечения; самооценка.

Анализируются ответы, попавшие в категорию самооценки: подсчитывается индекс самоотношения – количество положитеьлных самооценочных суждений к отрицательным (оценивается общая характеристика Я-концепции: положительная, отрицательная, неопределенная).

Все данные заносятся в таблицу, вид которой приводится ниже:

Я-концепция (самоотношение)

Общее количество суждений

Присоединяющих

Дифференцирующих

КОЛИЧЕСТВО И СОДЕРЖАНИЕ СУЖДЕНИЙ ПО КАТЕГОРИЯМ

Социальные группы -

Идеологические установки -

Интересы и

увлечения -

Самооценка -

Общая характеристика Я-концепции - Индекс -


Криминальная психология: причины преступности, психология личности преступника
Криминальная психология изучает психические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также созданием преступного стереотипа поведения. Она исследует личность преступника и преступной группы, а также психологические пути воздействия на них. ...

Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат
Одно из центральных понятий в социальной психологии является понятие коллектива. Коллектив становиться одним из связующих между личностью и обществом, коллектив является частью общества, в коллективе происходит развитие личности, удовлетворение ее социальных потребностей. Так Я.Л. Коломинский утверждает, что трудовой коллектив является ...

Выводы
Выводы по научной работе: 1. Проблема психосоматических заболеваний актуальна на сегодняшний день и требует дальнейшего изучения и новых открытий. 2. Гипотеза исследования о том, что пациентам с психосоматическими заболеваниями свойственны такие личностные особенности: высокая тревожность, агрессивность, носящая защитный характер, а т ...