Этнический конфликт
Страница 1

Предмет этнического конфликта - конкретная проблема, вокруг которой складывается конфликтное взаимодействие этнических групп (2, с.25-30). Этнические конфликты возникли в глубокой древности (межплеменные войны, которые велись за территории охоты, рыболовства, то есть за обладание средой обитания). С возникновением государственности государство выступает как мощный организующий фактор в этнических процессах, в том числе в этнических конфликтах. ХХ век является столетием небывалых социальных потрясений. Западное обществоведение давно окрестило ХХ век веком национализма, более того, в исследованиях последних лет содержатся прогнозы, что национализм будет играть ведущую роль и в ХХI веке.

После распада СССР на его бывшей территории обострились многие этнические конфликты, и это связано с рядом факторов. Во-первых, произошло кардинальное изменение этнической структуры и этнической стратификации общества: многочисленное русское и русскоязычное население бывших союзных республик приобрело статус национальных меньшинств, а воспринимаемый статус национального меньшинства невысок, даже если отсутствуют явные виды дискриминации. Во-вторых, распад СССР после обретения независимости обострил проблемы сепаратизма в России, Украине, Молдавии, Грузии, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Литве. В-третьих, сформировались конфликтные ситуации между сопредельными государствами-бывшими союзными республиками. Кроме того, новые независимые государства оказались вовлеченными в систему геополитических отношений, которая, в свою очередь, претерпевает кардинальные изменения.

Развернувшиеся по всей территории бывшего СССР этнические конфликты, угроза актуализации латентных конфликтов и формирование новых конфликтных ситуаций породили ряд следствий. Важнейшим из них является миграция и проблемы русского и русскоязычного населения в новых независимых государствах.

По материалам опроса мигрантов, прибывших в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, обострение межнациональных отношений является одной из двух основных причин переезда, а мигранты из Азербайджана, Таджикистана, Грузии, Литвы, Узбекистана, Армении, Кыргызстана, Латвии и Молдавии назвали межнациональные конфликты в качестве главного мотива своего отъезда. Эта же причина является основой и для внутрироссийской миграции, особенно выезда русских из Чечни и Тувы. Вторая причина – это социально-экономический кризис (15, с.176-178).

Проблема "коренных" и "некоренных" народов, взаимоотношения между этими слоями населения – одна из наиболее сложных проблем. Конфликтогенный потенциал взаимодействия этих этнических групп определяется, прежде всего, следующим: 1. Резкое изменение статуса этнических групп (превращение русских и русскоязычных общин в бывших республиках СССР из части всесоюзного национального большинства в национальное меньшинство резко понижает их политический статус независимо от официальной политики новых суверенных государств в отношении национальных меньшинств).2. Принципиально изменившаяся этнокультурная среда (расширяется сфера использования языков титульного этноса, одновременно сокращается использование русского языка, что имеет практическое и символическое значение для русскоговорящих общин, т.к обострение языковой проблемы – один из главных побудительных мотивов выезда русских и русскоязычных граждан из этих государств).3. Ставшие более отчетливыми культурно-антропологические различия (утратив Москву и Санкт-Петербург в качестве объединительных центров, азиатские мусульманские республики вовлекаются в естественный для них азиатский культурный пласт, включаются в сферу влияния традиционных центров азиатской культуры, т.к в обыденном лексиконе и средствах массовой информации Средней Азии уже давно сложилось деление населения на местное, т.е. азиатское и европейцев, а также выходцев с Кавказа).

Страницы: 1 2


Общая характеристика РДА
Ранний детский аутизм – нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от ...

Явления и определение внимания
Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает ли ...

Психологическая характеристика процес­суального этапа педагогической деятельности
Процессуальный этап предполагает организацию и управление педагогическим процессом, который требует от педагога установления дисциплины и рабочей обстановки на занятиях. Педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит ...