Традиционная структура психологии этноса

В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Когда психические явления, сложившиеся в процессе исторического развития этноса, долгое время сохраняются и закрепляются в психологических особенностях отдельных людей, они относятся к статическим, устойчивым компонентам (психический склад этноса и этническое сознание). Если же психические явления кратковременны, появляются и пропадают или видоизменяются, то их считают динамическими компонентами (этнические чувства и этнические вкусы). Психический склад этноса - специфический способ восприятия и понимания членами этнической общности различных сторон окружающей действительности, который состоит из следующих элементов: этнический характер (специфика исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого); этнический темперамент (внешнее выражение этнического характера, независящий от типа нервной системы, определенный стандарт реагирования на конкретную ситуацию, присущий не каждому представителю этнической общности, а лишь ее большей части); этнические традиции и обычаи, обусловленные не только объективными социальными отношениями, но и субъективными идеями, представлениями, верованиями, мифами, легендами, передающимися из поколения в поколение. Субъективные представления о нормах и правилах поведения объективируются в виде обычаев и традиций. Этнические обычаи - те порядки и правила поведения, которые охватывают преимущественно сферу бытовых отношений. В основе обычаев лежат привычки, которые закрепляются, отшлифовываются, проверяются на практике и приобретают устойчивую форму. Этнические традиции влияют на психику человека прямо и опосредованно и обращены к духовному миру человека, играют роль стабилизаторов и воспроизводителей общественных отношений посредством формирования психических качеств, требуемых для этих отношений.

Этническое сознание имеет сложную структуру. По критерию направленности сознания представителей этнической общности на себя или на другие общности, его можно разделить на два вида: 1) этническое самосознание, включающее в себя восприятие, представление и понимание своей собственной этнической общности, и 2) осознание других этносов, т.е. восприятие, представление и понимание особенностей других этнических общностей.

Этническое самосознание есть осознание принадлежности к определенной этнической общности, сознательное отражение этнического бытия. В своем развитии этническое самосознание проходит несколько стадий: 1. Осознание национальных чувств, начальный этап выделения своего этноса и дифференцирования его от других этнических общностей, противопоставление "мы" и "они".2. Осознание своей этнической принадлежности, формирование этнической идентификации.3. Осознание приверженности к определенным национальным ценностям, общности интересов – начало формирования этнического самосознания.

Этнические чувства тесно связаны с этническим сознанием, они дают толчок осознанию своей этнической принадлежности, своей культуры. Выражая эмоциональное отношение людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам, этнические чувства всегда имеют конкретно-историческое содержание. Их формирование определяется современными экономическими и политическими условиями жизнедеятельности этноса, причем на степени выраженности этнических чувств, прежде всего, сказываются межнациональные отношения, войны, национальная экспансия, экономические кризисы, идеи национального развития, и историческим прошлым народа.

Этнический вкус - оценка правильности, нормальности, красоты, морали и норм общественного поведения, обусловленная спецификой явлений, происходящих в этносе на протяжении длительного периода. Эти явления вырабатывают у этноса определенный способ оценки внешнего мира, четкие критерии, которые дают возможность подмечать и обнаруживать черты, скрытые от представителей других этносов, причем на основе указанных критериев в этнической общности и формируется национальная культура. Этнические вкусы выполняют роль критерия восприятия и отношения человека к окружающей действительности. Они не противопоставляются общечеловеческим вкусам, а представляют собой сложный набор всех вкусов человечества. В реальной жизни общечеловеческое проявляется в национальной форме, поэтому общечеловеческая культура не существует вне рамок национальной культуры.


0заимодействие студентов со своим окружением
Студенческая пора в жизни каждого человека во многих случаях совпадает с юношеским периодом жизни. Юношество молодость – это самый активный период в жизни человека: учеба, работа, создание семьи требует от молодых людей концентрации его всех умственных, физических и психологических возможностей. В этот период происходит полное формирова ...

Теоретические основы изучаемой проблемы. Волевые качества личности старшего дошкольного возраста
Воля является важным фактором морального развития личности, основой сознательного соблюдения правил поведения, обеспечивает выбор способа поведения в соответствии с общечеловеческими нормами морали, иногда даже вопреки собственным желаниям. Чтобы достичь цели, довести до завершения порученное дело, отказаться в интересах товарища от взл ...

Запах как фактор, влияющий на изменение эмоционального состояния
Изучением запаха как фактора, влияющего на изменение психического состояния, занимались И. П. Павлов, О. Б. Вайнштейн, М. Монтель, П. Басинский, Е. Ю. Артемьева, Т. А. Акопян, С. Дубровская, А. И. Костяев, Е. Марунина, И. В. Саков и другие. Запах - специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих веществ, обнаруживаемых химическими ...