Теоретические аспекты исследования эмоциональной регуляции поведения и деятельности. Общая характеристика эмоций и эмоционального состояния
Страница 2

Психология » Влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха » Теоретические аспекты исследования эмоциональной регуляции поведения и деятельности. Общая характеристика эмоций и эмоционального состояния

Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности ее эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.

Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида – происходит избыточное перевозбуждение эмоциональной сферы индивида. Поведение индивида при этом смещается на более низкие уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма при блокировании высших регуляционных механизмов приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам.

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обуславливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого – гнев.

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувства радости или тревоги возникают уже при планировании будущего поведения.

Одним из видов эмоций является настроение как ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность; эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая его общий тонус жизнедеятельности. Настроение вызывается теми влияниями, которые затрагивают личностные стороны индивида, его основные жизнеощущения, успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми, самочувствием. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается.

В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их влияние на деятельность человека. Настроения, как и все другие эмоциональные состояния, являются положительными или отрицательными, имеют определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Таким образом, эмоции, как и ощущения, - базовые явления психики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях – индивидуально-значимые его стороны. Познание дает знание – отражение объективных свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.

Физиологические основы эмоций и чувств

Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением определенных подкорковых областей мозга и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. Эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований. Эмоция, как генетически обусловленная неспецифическая поведенческая программа, определяется комплексом нервных структур, входящих в лимбическую систему мозга, включающую наиболее древние части среднего, промежуточного и переднего мозга.

Лимбическая система связана с вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией, расположенной в стволе головного мозга и обеспечивающей энергетические ресурсы мозговой деятельности. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры мозга, где расшифровывается в виде ощущений и образов восприятия, осознаются их смысл и значение. Другой поток импульсов от тех же воздействий приходит в подкорковые образования (гипоталамус и другие), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий. Предполагается, что эмоции являются функцией правого полушария мозга – оно контролирует чувственно-эмоциональную сферу, в отличие от левого, доминантного, контролирующего вербальные, логические функции.

Страницы: 1 2 3


Результаты проведенного эксперимента. Экспериментально-психологическое обследование младших школьников (выявление степени тревожности)
Исследование проводилось на базе 1 «Б» класса СШ №22 г. Павлодара. Нами было обследовано 20 детей младшего школьного возраста и их семьи. Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье и выявить причины детской школьной тревожности. Задачи: 1. Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, ...

Мотивация учебной деятельности как предмет психологического исследования. Изучение проблемы мотивационной сферы человека в науке
Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись. Психология мотивации формировалась на протяжении несколь ...

Мотивационная теория эмоций
Идея о том, что эмоции являются основными мотивами человеческого поведения, известна, по крайней мере, со времен античности. Сторонники и последователи Эпикура неизменно считали, что люди стремятся к удовольствию и избегают неудовольствия. При этом предстоящее удовольствие выступает и побуждением, и тем, что придает смысл поведению (ест ...