В психологии и педагогике сказка традиционно считается одной из форм организации детского опыта. Существование скрытого за незатейливым на первый взгляд сказочным повествованием психодиагностического, развивающего, психокоррекционного, психотерапевтического потенциала сказки давно осознано в психологии.
Анализ литературных источников показывает, что не существует общепринятого определения сказки; проблема типологии сказок также не имеет однозначного решения, что может объясняться чрезвычайным разнообразием сказок и по героям, и по сюжетам, и по композиции, а также тем, что до сих пор не найден тот решающий признак, который мог бы быть положен в основу различения сказок. Тем не менее, в ряде работ в качестве особого вида выделена волшебная сказка и ее роль в психическом развитии дошкольника.
В качестве основного психологического механизма, обеспечивающего установление и поддержание контакта между внутренним миром ребенка и сказочным миром, называют процесс идентификации ребенка с главным героем, чему способствует ряд специфических особенностей сказки, касающихся и сюжета, и характеристик персонажей, и устройства сказочного мира в целом. Созвучие сказочного мира внутреннему миру ребенка объясняется их одинаковой алогичностью и отсутствием необходимости строить причинно-следственные связи при восприятии сказки, относительной простотой и доступностью стиля и языка сказки, семантической неперегруженностью сказки и т.д.
В ряде исследований подчеркивается роль сказки в формировании эмоциональной сферы ребенка. Признается посредническая функция сказочно-фольклорного мира между развивающимся детским сознанием и реальностью, между внутренним и внешним объективным миром.
Согласно представлениям различных авторов, волшебная сказка, обучая ребенка приемам метафоризации, наделяет его мощным орудием адекватного сущностного познания окружающей действительности, проникновения в мир смыслов, скрывающихся за предметами, систематизирования и структурирования приобретаемого и уже существующего опыта. Сказка является источником развития воображения ребенка. Наконец, в наиболее сообразной возрастным особенностям ребенка форме она задает в его сознании полярные эталоны всех основных человеческих категорий, с помощью которых человек строит модель мира и осознает самого себя.
При анализе сказок нередко подчеркивается наличие в них персонифицированного в форме конфликта ее героев противопоставления добра и зла, задающего ребенку полярные эталоны для построения «шкалы» оценки нравственности того или иного поступка, для ориентации собственного поведения относительно нее. Однако попытки экспериментально опосредствовать этический поступок ребенка в реальной ситуации нравственного выбора с помощью образцов (эталонов) поведения персонажей сказки показали, что дошкольники, знающие, как им следовало бы вести себя, все же, как правило, не могут руководствоваться примером поведения сказочного героя.
В работе с детьми дошкольного возраста, я как педагог, исхожу из положения о том, что наряду со знанием двух полярных эталонов, воплощающих в конкретной форме категории добра и зла, важнейшим условием нравственного поведения дошкольника в ситуации морального выбора является обязательное полярное эмоциональное отношение к этическим эталонам.
По мнению ряда исследователей, наиболее ярко противопоставление добра и зла, персонифицированных в образах сказочных персонажей - героя и антагониста, представлено в народных волшебных сказках.
В ходе проведения диагностического исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок была поставлена цель - исследовать характер зависимости эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста к персонажам волшебной сказки от ее композиции, в частности, от развязки и реакций героя на действия испытателей.
Виды игр и другие формы деятельности
дошкольника
Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют режиссерские игры, игры-драматизации, игры с правилами - подвижные и настольные.
Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что происходит не с другими люд ...
Анализ результатов
Следующим этапом исследования стало сравнение результатов, полученных на группах сотрудников с высоким и низким уровнем адаптации. Результаты, полученные на выборках специалистов и рабочих, анализировались отдельно.
В группе специалистов с высоким уровнем адаптации 65% сотрудников женщины, в группе с низким уровнем адаптации все сотруд ...
Кто везет, на том и едут!
Незаменимые - это чаще всего люди, выполняющие работу, которую кроме них никто не хочет делать. (Валерий Николайчук)
Мужчины на уровне подсознания знают, что на работе можно исполнять различные роли: формального лидера, неформального лидера, эксперта, кого, кто формирует психологический климат в коллективе и т.д. Мужчины стремятся к то ...