Психология предварительного следствия: психология расследования преступлений, психология обвиняемого, потерпевшего, свидетеля
Страница 2

Психология » Предмет, задачи и структура юридической психологии » Психология предварительного следствия: психология расследования преступлений, психология обвиняемого, потерпевшего, свидетеля

Основное правило анализа - это дифференциация рассматриваемых психологических явлений на "объектные", обстановочные и субъектные психологические факторы.

"Объектные" психологические факторы

присущи человеку (лицу, личности) или группе, на которых направлено изучающее, психологическое или физическое воздействие субъекта (юриста, человека, выступающего инициатором изменения ситуации и обстановки). Конечно, в правовом отношении они - субъекты права, в психологическом - субъекты деятельности. Роль психологии личности - партнера по общению, действиям, или объекта преступных посягательств, достаточно очевидна, и без ее учета и анализа ситуацию не понять. Технология анализа реализуется в следующей последовательности:

1. Составление психологического портрета лиц и групп.

2. Изучение и оценивание того, как психология людей влияет на ситуацию (выяснить какими психологическими причинами побуждалось поведение объекта).

3. Самому субъекту важно уяснить свою роль по воздействию на психологию "объекта" - других участников событий (следует отдавать себе ясный отчет, исходя из выявленного, какое психическое состояние необходимо сформировать у них, какую позицию и линию поведения, какого понимания и отношения добиться, какие желания, намерения, мотивы актуализировать).

Обстановочные психологические факторы

- те, что свойственны окружающим условиям, обстановке и тоже оказывают свое влияние на ситуацию. Здесь важно:

1. Психологически оценить место и время события (для общения, совершения преступления, его пресечения, задержания, осмотра, допроса и пр. имеет значение, где и когда это происходит).

2. Психологически оценить погодные условия, освещенность, видимость, положение солнца, луны, направление света лампы (в ряде случаев их роль может быть весьма велика, например, при проведении следственного эксперимента).

3. Изучить и оценить социально-психологические условия - они создаются наличием или отсутствием третьих лиц.

4. Специально следует оценить систему взаимоотношений работника правоохранительных органов с гражданином, что создает особую психологическую атмосферу, влияющую на всю ситуацию.

Субъектные психологические факторы

- те, которые присущи действовавшему (действующему, собирающемуся действовать) человеку - гражданину, совершившему какой-либо поступок, деяние, или самому юристу, анализирующему, осуществляющему или планирующему профессиональные действия. Он, как правило, является инициатором действий и наиболее существенно влияет на ситуацию. Нередко эта группа факторов недооценивается и все сводится к психологии лица, с которым юрист имеет дело. Психология самого юриста, его действия нередко вносят в психологическую атмосферу ситуации больше, чем все другие факторы. Итак, группа субъектных факторов при анализе предполагает следующее:

1. Осуществление самоанализа и самоуправления (т.е. подумать о том, как собственное поведение и состояние влияет на других и ситуацию).

2. Осуществление рефлексии, предполагающей взгляд на себя со стороны, глазами другого человека.

3. Критическое оценивание своего понимания "объекта" и отношения к нему ("личностный резонанс

" (!)), включающее также оценку собственного поведения.

4. Критическое оценивание своего понимания ситуации (сомнения).

5. Наконец, использование рекомендаций юридической психологии (учет юристом психологических аспектов выполняемых профессиональных действий - профессионально-психологическая подготовленность).

Рассмотрим теперь психологический анализ юридических фактов

. Как известно, под юридическими фактами понимаются предусмотренные в законе обстоятельства, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений. Они делятся на события и действия. Юридическое исследование юридического факта необходимо предполагает психологический анализ, выявляющий его субъективную сторону. Схематично это можно представить следующим образом (см. ниже).

В целом, из схемы явствует необходимость умения юриста разбираться в причинных связях психологических феноменов, психологической динамике событий и действий, в том, как и почему одно явление (причина) предшествует другому (следствие), как элементы их связываются в единую психологическую цепь.

С чего начинается психологический анализ юридического факта? С анализа психологических предпосылок факта. В основе его лежат рекомендации по психологическому анализу ситуаций, рассмотренные выше. Результаты его рассматриваются как исходная психологическая ситуация, предпосылка факта, кладущая начало возникновению и последующему его развитию. При анализе и оценке психологической ситуации в качестве исходной делается акцент на:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Насколько высокая у вас самооценка?
Что для вас в жизни дороже всего? Ваш лучший друг, ваши навыки работы, ваши творческие способности, любовь вашей семьи? Поверите ли вы, если я скажу, что есть кое-что, что для вас еще бесценнее? Подумайте о вашей самооценке, наборе лестных чувств и установок по отношению к самому себе, которая помогает понять разницу между ощущением себ ...

Вывод
В ходе изучения литературы и написания контрольной работы было выявлено, что воспитание нравственных навыков – важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окру ...

Представления о взаимодействии и функциях конфликта в культурно-исторической концепции
Впервые глубоко и систематически проблема культурного развития ребенка начала исследоваться в рамках культурно-исторической концепции. Она ставилась прежде всего как проблема знакового опосредствования в ситуации овладения ребенком собственным поведением, превращения его в культурное. Идея знакового опосредствования является моделью пер ...