Исследование проводилось на базе 1 «Б» класса СШ №22 г. Павлодара. Нами было обследовано 20 детей младшего школьного возраста и их семьи.
Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье и выявить причины детской школьной тревожности.
Задачи:
1. Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.
2. Определить удовлетворённость своим положением в школе и семье самого ребёнка.
3. Выяснить родительское отношение к ребёнку.
Методику исследования составили две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.
При работе с детьми мы использовали следующие методы:
рисуночный тест;
методика «Неоконченные предложения».
Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.
При работе с родителями использованы следующие методы:
анкетирование;
тестирование: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Метод рисунка выявил тревожность абсолютно у всех испытуемых. Методом неоконченных предложений в частности, было выяснено, что вызывают тревожность именно те моменты школьной жизни, которые напрямую связаны с дисциплиной (появление в классе до звонка, своевременное и правильное приготовление к уроку, необходимость выполнять домашние задания и т.д.). Значительное волнение вызывает факт получения оценки, особенно низкой.
Причем мысли о школе, практически у всех опрошенных, воссоздают в воспоминания о друзьях, приятном общении, но не со всеми. Многие в пояснениях дали понять, о не сложившихся отношениях с одноклассниками.
Окончание школьных занятий для большинства связаны с временем отдыха, свободой от занятий, оценок. Но примерно третья часть опрошенных сообщила о необходимости думать о выполнении домашнего задания.
Поскольку тревожность, выявленная в процессе проведения методики затронула не только времяпрепровождение детей в школе, но и в семье, был проведен дополнительно тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи» а проверку семейных взаимоотношений.
Цель - исследовать межличностные отношения в семье (глазами ребёнка) и выявить отношения в семье, вызывающие тревогу у ребёнка.
Методика проведения:
Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты
Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.
Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.
Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:
1. Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых;
2. Эмоциональное напряжение и дистанция;
3. Дискомфорт;
4. Наличие враждебности по отношению к взрослым.
На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.
К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).
Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.
Рисунок 1 - Результаты проведения теста Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи»
Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.
Теоретический анализ психологической характеристики криминальных отклонений. Определение понятий «криминальное отклонение» и «социальная
норма». Криминальное отклонение как отклоняющееся
поведение
Предметом нашего изучения являются только те аспекты поведения личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация - дезадаптация - изоляция».
Я начну описание отдельных видов девиантного поведения с характеристики делинквен ...
Системный подход
С позиций системного подхода наркоманию можно определить как системный комплекс, который включает элементы, различные по своей природе, уровню и динамике. Если рассмотреть наркоманию с точки зрения системной семейной психотерапии, то это семейное заболевание, "семейная проблема". Наркоман "вовлекает" в болезнь всех б ...
Мотивационная теория эмоций
Идея о том, что эмоции являются основными мотивами человеческого поведения, известна, по крайней мере, со времен античности. Сторонники и последователи Эпикура неизменно считали, что люди стремятся к удовольствию и избегают неудовольствия. При этом предстоящее удовольствие выступает и побуждением, и тем, что придает смысл поведению (ест ...