Актуальность
изучения данной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе в практике лечения и оказания психологической помощи пациентам, страдающим хроническими заболеваниями наиболее важной и в то же время сложной задачей, является определение личностно-типологических особенностей больных и характеристики типов личностного реагирования на соматическое заболевание. Следует отметить, что диагностика нервно-психических расстройств у хронических больных представляет собой довольно трудную задачу, требует много времени для кропотливого расспроса и изучения нервно-психического статуса. В обычной практике терапевта нюансы психики не всегда удается установить. Больные зачастую не стремятся обращать внимание врачей на изменения в нервно-психической сфере. Они не хотят, чтобы их сочли больными «нервными». Вследствие перечисленных трудностей большую актуальность приобретает изучение личностных особенностей психосоматических больных. (Кулаков С.А., 2003.)
В последние десятилетия ХХ века изучению психологического профиля соматических больных были посвящены многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных авторов. Эти исследования были направлены на понимание роли, характера действия заболевания на изменение личностных особенностей пациента и адаптацию человека в сложных стрессовых условиях, в качестве которых могут выступать заболевания. Ряд исследования был направлен на количественные и качественные измерения механизмов совладающего поведения. Вместе с тем, в существующей литературе отсутствуют монографические научные работы, в которых личностный профиль соматического больного изучался бы одновременно в различных плоскостях (клинико-биологической, психологической и социальной). (Кулаков С.А., 2003.)
Таким образом, многосторонний анализ о монографическое описание личности психосоматических больных является актуальной проблемой психологии и психотерапии, поскольку будет способствовать углублению представлений о механизмах развития невротических и пограничных с ними расстройств с учетом их распространенности и влияния на психическое здоровье общества. Этим и был обусловлен выбор темы нашего исследования: «Личностные особенности психосоматических больных». (Кулаков С.А., 2003.)
Объект исследования –
психосоматические больные районной поликлиники №197 г. Москвы.
Предмет исследования
– личностные особенности психосоматических больных.
Цель исследования
– изучить и сравнить личностные особенности психосоматических больных.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Изучить факторы, влияющие на развитие психосоматики.
3. Провести эмпирическое изучение личностных особенностей психосоматических больных.
4. Проанализировать полученные результаты сформулировать выводы.
Гипотеза исследования –
пациентам с психосоматическими заболеваниями свойственны такие личностные особенности: высокая тревожность, агрессивность, носящая защитный характер, а также невротизация личности в форме депрессии.
Методы исследования:
– наблюдение,
– беседа,
– тестирование,
– математическая обработка данных.
Как не задеть самолюбие мужчины?
Говорить даже о небольших ошибках начальника - большая ошибка. (Дмитрий Пашков)
Чтобы не задевать самолюбие или деловую репутацию мужчин, нужно делать следующее:
1. Регулярно и своевременно информировать начальника. Проявляйте лояльность по отношению к Вашему начальнику. Не ставьте его в щекотливое положение, когда каждый встречный зн ...
Новообразования
дошкольного возраста
В раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с точки зрения Л.С. Выготского, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой – память.
Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные про ...
Результаты исследования
методики диагностики направленности личности в общении
Направленность личности в общении рассматривается как совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения, как индивидуальная "коммуникативная парадигма", включающая представление о смысле общения, его средствах, желательных и допустимым способах поведен ...