Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат
Страница 9

Психология » Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат » Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат

ü система нормативного контроля;

ü и относительная социальная позиция группы [30, с. 365].

Таким образом, в данном подходе главенствующим фактором определения социально-психологического климата является определенная «значимость других», что связывает субъекта с другим человеком или группой лиц.

Последним подходом в объяснении понятия СПК в зарубежной психологии является концепция оперантного подкрепления Скиннера. Внешне она выглядит как манипулирование личностью, т.е. индивидуумы в группе повторяют поведение, которое больше приносило удовлетворение, и избегают поведения, которое доставляло им неприятности. У любого действия, а также поведения в групповых отношениях есть последствия – негативные и позитивные [53, с. 80].

Идеи этой теории легли в основу социально-психологических теорий малых групп Д. Хоманса, Д. Тибо и Г. Келли, которые избрали объектом концептуализации внутридиадные отношения и перенося результаты анализа на большие по объему группы. Так, данная концепция определяется качеством взаимоотношений в группе и суммой получаемых «вознаграждений» каждым участником. Главное внимание авторы уделяют фактору «взаимного обмена вознаграждениями и наказаниями» в контексте взаимодействия. Основное содержание подхода сводится к следующему:

ü всякое межличностное отношение – взаимодействие;

ü всякое взаимодействие приводит к “исходу”: вознаграждению или потере;

ü взаимодействие повторяется, если сумма вознаграждений больше суммы потерь;

ü взаимодействующий стороны зависят друг от друга в достижении позитивных исходов [46, с. 162 – 164].

Факторами, влияющими на качество взаимодействия, являются:

1) независимые переменные – взаимный контроль, опосредованный способностью влиять на исходы другого (такие, как платежи- вознаграждения, платежи-подкрепления, полезности);

2) зависимые переменные – продукты человеческих отношений (нормы, роли, власть).

Позитивные платежи могут быть материальными или психологическими (например, выигрыш в статусе, власти и т.п.). Получаемые участниками вознаграждения или потери детерминируются факторами внутренними (эндогенными) или внешними (экзогенными) по отношению к этому взаимодействию.

Внешние (экзогенные) детерминанты определяют пределы достижения позитивных исходов и включают:

- индивидуальные потребности и способности участников;

- сходство и различия в их установках, ценностях;

- ситуационный контекст их межличностного контакта.

К экзогенным характеристикам взаимодействия авторы относят также:

1) дистантность (отношения на расстоянии представляют меньше возможностей для позитивных исходов, так как требуют больше усилий для их поддержания, а, следовательно, и больше издержек);

2) комплементарность (дополнительность);

3) образование диады облегчается сторонами, которые способны вознаграждать друг друга ценой низких для себя издержек.

Внутренние (эндогенные) детерминанты – возникают в ходе взаимодействия, а также как его продукт. Они определяют, будут ли действительно достигнуты позитивные исходы. К ним относятся, например, соперничающие, конфликтные стратегии поведения, которые увеличивают взаимные издержки (в форме раздражения, смущения, тревоги). Недостатком данной теории можно считать универсализацию авторами такого важного (но далеко не единственного) регулятора межличностных отношений, как принцип вознаграждения – издержек. Кроме того, достаточно сложно количественно измерить и оценить полезность (или вредность) взаимодействия людей в диаде, и еще труднее оценить возможные типы стратегий в зависимости от психологических реакций собеседника (партнера) [46, с. 172].

Таким образом, данная ориентация сводит всю активность человека в групповых отношениях в основном к пассивному приспособлению к существующим условиям. Собственно человеческая деятельность исключена из теоретического анализа и противопоставлена реакциям приспособления человека к внешним условиям.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11


Анализ эффективности предложенной системы занятий по формированию учебной мотивации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
По завершении педагогической практики был проведён контрольный эксперимент. После проведения формирующего эксперимента, направленного на формирование учебной мотивации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, мы провели повторное обследование экспериментальной и II-ой контрольной групп. Нашей задачей было: определение, т ...

Использование занятий и дидактических игр для развития зрительных ощущений у детей
Зрительное ощущение – это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное ощущение, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающе ...

Возраст: Основные концепции понимания
Возраст в психологии – это категория, означающая качественно специфическую ступень онтогенетического развития, это временные характеристики индивидуального развития [6]. Следует подчеркнуть, что возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата. Возраст, по определению Л.С. Выготского, – это относител ...