Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат
Страница 10

Психология » Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат » Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат

В отечественной психологии определение понятия «социально-психологический климат» исходило из трех основных исследовательских подходов, разберем их подробнее.

Первый подход основывается на принципе деятельности и рассматривается «стратометрической концепцией коллектива» разработанной А.В. Петровским. Суть данной концепции излагается в предположении, что динамика межличностных отношений в социальных группах может быть проинтерпретирована адекватно лишь при рассмотрении многоуровневой структуры групповых процессов и определении характеристик уровней интрагрупповой активности. Группы высокого уровня развития (в частности коллективы) имеют значительно более дифференцированные по уровням взаимоотношения, чем менее развитые общности (например, группы диффузные). В многоуровневой структуре отношений развитого коллектива можно выделить несколько качественно своеобразных подсистем отношений (страт). В основе, на коей выстраиваются все страты коллектива, лежит групповая деятельность, смысл которой определяется ее содержательными, общественно - экономическими аспектами:

1) на уровне первой, мотивационной страты – организованы отношения членов группы к целям, задачам, ценностям совместной деятельности;

2) на уровне второй страты – организованы взаимоотношения, возникающие в связи с содержанием совместной деятельности;

3) на уровне третьей, поверхностной страты – формируются эмоциональные отношения, в коих не отражаются показатели достижения целей группой.

При этом наиболее значимыми являются показатели отношений первой и второй страты, которые указывают на явную социально-психологическую связь между личностями в группе [2, с. 224 – 226].

Во втором подходе рассматривается «Параметрическая модель» Л.И. Уманского, в основу которого положено представление о ряде параметров группы как об отличительных признаках процесса развития их отношений. К этим параметрам, в частности, относятся:

1) содержание нравственной направленности группы – интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации;

2) организационное единство группы;

3) групповая подготовленность в той или иной деловой сфере;

4) и психологическое единство группы, т.е. характер процесса межличностного познания в группе, эмоциональных контактов в группе, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях и т. Д [14, с. 14].

В зависимости от выраженности каждого из этих параметров группа (в частности, школьный коллектив) может находиться на одном из следующих этапов группового развития:

ü номинальная группа,

ü группа-ассоциация,

ü группа-конгломерат,

ü группа-кооперация,

ü коллектив или корпорация.

Данная концепция рассматривает процесс развития группы как становление коллективного субъекта деятельности. Так, по мнению Е.П. Ильина, если на уровне группы-ассоциации контуры групповой структуры лишь только намечаются, то группа-кооперация представляет собой уже хорошо развитую и успешно действующую организационную структуру, высокий уровень групповой компетентности и сплоченности. Любопытными кажутся предложенные Уманским два возможных пути развития после уровня кооперации: коллектив представляет собой высший уровень социально-психологического развития группы, для которого характерно превращение номинальной группы в действительный коллективный субъект группы, открытый для взаимодействия с внешним миром. Второй вариант – корпорация, такая группа, которая характеризуется гипертрофированными чертами автономизации от общения, групповым эгоизмом, изоляцией (часто добровольной) от более широкой социальной общности [26, с. 322].

Последним подходом в объяснении основ СПК в отечественной психологии является организационно-управленческая концепция Е.С. Кузьмина. Суть концепции сводиться в оптимизации отношений личности и коллектива как субъекта управления, где есть постоянная необходимость в обеспечении нормальной жизнедеятельности данной системы с повторяющими задачами без потерь общего потенциала и атмосферы [13, с. 46].

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11


Теория базовых эмоций
Термин «базовые эмоции», который будет использовать­ся как синоним аналогичного термина «фундаментальные эмоции», также отличается многозначностью интерпретации. Если для родоначальников психоанализа 3. Фрейда и бихевиоризма Дж. Уотсона главной характеристикой «базовости» была врожденная, инстинктивная природа эмоции, то для М. Арнолд б ...

Дети с трудностями поведения. Причины и признаки нарушений психического развития дошкольников
Гиперактивные дети 1) Гиперактивные дети – это дети с «гиперкинетическим синдромом» (ГКС). Синдром гиперактивности не является болезнью в классическом смысле слова, когда симптомы позволяют сделать выводы о причинах заболевания. 2) Причины нарушений. Впервые «гиперкинетическое поведение» было описано в США в 1940-е гг. у детей с постэ ...

Методы и методики исследования
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был применен ряд методов: - теоретический анализ научной литературы по социологии, девиантологии, психологии индивидуальных различий по проблеме исследования влияния психологических особенностей лиц употребляющих наркотические вещества; - эмпирические – психодиагностические методы; - ...