Развитие мотивации учебной деятельности в детском возрасте
Страница 1

Психология » Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта » Развитие мотивации учебной деятельности в детском возрасте

В педагогической психологии значительное место уделено изучению генезиса мотивационной сферы в детском возрасте, выделению состава мотивации учения, изучению отдельных мотивов учения, выделению доминирующих, структурообразных компонентов мотивации учебной деятельности. Человек испытывает в первые месяцы своей жизни преимущественно физиологические потребности - в пище, питье, тепле, сне, кислороде, физической активности и сенсорной стимуляции, и нет возможности говорить о наличии у него каких-либо мотивов и тем более ценностей, интересов, убеждений. Однако именно период младенчества исключительно важен для формирования и дальнейшего развития всего мотивационного комплекса человека. (70)

В первом полугодии жизни ведущим мотивом общения ребёнка с взрослым является личностный мотив. Он олицетворяется в персоне взрослого как ласкового доброжелателя, который в то же время служит центральным объектом познания и деятельности малыша (М. И. Лисина,).

По мнению М.И. Лисиной [8], начиная со второго полугодия и позднее, вплоть до двух с половиной лет, ведущую роль в становлении психического развития ребёнка занимает деловой мотив общения. Он воплощается в лице взрослого как искусного партнёра по игре, образца для подражания, эксперта по оценке умений и знаний ребёнка, помощника, организатора и участника в совместной предметной деятельности.

Начиная с периода младенчества у ребёнка появляется аффилиативная потребность - потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей. Только эмоциональный постоянный контакт между матерью и младенцем, включающий в себя наряду с вербальными средствами общения тактильные ощущения - ласки, поцелуи, объятия, способен удовлетворить потребность в любви у ребёнка на раннем этапе развития (Б. Уайт).

В зависимости от степени удовлетворения потребности в аффилиации у ребёнка будет развиваться доверие (недоверие) к другим людям и к окружающему миру вообще, т.е. возникает потребность в безопасности. [70]

Потребность в безопасности — этю потребность ребёнка в стабильности, защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в структуре жизни, её упорядоченности, наличии определённых привычек и правил, в том числе и ограничений (А. Маслоу).

Приблизительно на 3 - 5-й неделе жизни ребёнок начинает проявлять пристальный интерес к тому, что происходит вокруг. Это выражается в появлении у малыша зрительного сосредоточения, что в свою очередь способствует изменению поведенческих характеристик ребёнка. Это является началом проявления потребности в информации, в новых впечатлениях. Период -примерно с 8 месяцев и до 2 лет - является периодом, когда любопытство ребёнка достигает максимума (Ж.К. Дандарова [55]).

Структура мотивации ребёнка 2-3 лет достаточно аморфна, поскольку доступные ему мотивы и потребности сменяются друг за другом в относительно случайном порядке. Жизненно важные потребности и капризы нередко ещё не дифференцируются и иногда приобретают для ребёнка одинаково высокую значимость. Мотивы сменяются во времени, не подчиняясь ещё единому сознательно-волевому контролю. [70]

Примерно к 4 годам соподчинённость потребностей и желаний ребёнка приобретает более или менее устойчивые формы. Появляются доминирующие установки: у одних престижные (эгоистические), у других, наоборот, - альтруистические, у третьих - направленные на достижение успеха. Разнообразные интересы ребёнка также начинают приобретать относительную устойчивость (Е.П. Ильин [24])

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Методы психологической диагностики: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Наблюдение 1) Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта ...

Определение и исследование сознания
По представлению физиологов, деятельность сознания, т. е. психическая деятельность, должна быть представляема как колоссально сложная система безусловных и условных рефлексов, прежде возникших и постоянно вновь образующихся, как огромная цепь восприятий, приносимых рецепторами в мозг, подвергающихся в нем анализу для выработки ответной ...

Соответствие общих целевых ориентаций требованиям предпринимательской деятельности
То, что движет поступками людей, что определяет направленность их поведения сильно различается. Для руководителя особенно важно, чтобы он четко сознавал свои ценности и цели. При отборе кандидатов предлагается оценить насколько четки его цели, согласно тесту 1 [23] Тест 1 В Приложении 1 приведены 10 утверждений. Оцените, как часто эти ...