Общение ведущий вид деятельности малыша
Страница 1

Психология » Психическое развитие в младенческом возрасте » Общение ведущий вид деятельности малыша

Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Перемещаясь в пространстве благодаря взрослому, ребенок имеет возможность видеть большее количество предметов, видеть их смещение, дотрагиваться до них, а затем и схватывать. От взрослого исходят также основные слуховые и осязательные впечатления.

Младенец очень рано вводится в ситуацию общения со взрослыми. В общении всегда проявляется направленность одного человека на другого, происходит взаимодействие участников коммуникации, когда действие одного предполагает ответное действие другого и внутренне на него рассчитано. Исследование поведения детей с первых недель жизни показало, что в первое время после рождения потребность в общении с окружающими людьми у младенца отсутствует. Позднее она возникает не сама по себе, а под воздействием определенных условий. Таких условий два.

Первое условие – объективная нужда младенца в уходе и заботе окружающих. Только благодаря постоянной помощи близких взрослых ребенок может выжить в тот период, когда он не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои органические потребности. Подобная заинтересованность ребенка во взрослом вовсе не является потребностью в общении. Как известно, в первые же дни после рождения ребенок научается использовать взрослый для устранения дискомфорта и получения того, что ему необходимо, с помощью разнообразных криков, хныканья, гримас, аморфных движений, захватывающих все его тело. Младенец в этот период не адресует свои сигналы конкретному лицу, пока еще нет общения.

Второе условие – поведение взрослого, обращенного к ребенку. Взрослый с первых дней появления ребенка на свет обращается с ним так, как будто тот может включаться в общение. Взрослый разговаривает с младенцем и неустанно ищет любого ответного знака, по которому можно судить, что ребенок включился в общение.

Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может, однако, приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его хотя бы на минуту оставят одного.

При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движения.

Совместная деятельность взрослого и ребенка состоит как в том, что взрослый руководит действиями младенца, так и в том, что младенец, будучи не в состоянии сам выполнить какое-либо действие, обращается к помощи и содействию взрослого.

Общение со взрослыми играет особую роль в приобретении ребенком всех навыков поведения и познания. Оно является важнейшим источником его психического развития и необходимым условием общественного существования человека.

Такое значение общения для человека обусловлено тем, что специфические для него виды психической и практической деятельности не фиксированы наследственно, они формируются после рождения, под влиянием воспитания и обучения. Именно с помощью взрослых, развиваясь, ребенок активно усваивает социальный опыт. На ранних этапах, прежде всего, он овладевает разнообразными практическими действиями (например, брать и удерживать в руках игрушку, пить из чашки, есть ложкой, строить из кубиков и т. п.), которые ведут к получению определенного практического результата. Поэтому принято считать, что основной, исходной формой общения как в общественно-историческом, так и в индивидуальном развитии человека является материальное, предметное общение, неразрывно связанное с совместной практической деятельностью.

Страницы: 1 2 3


Социально – психологический климат в коллективе
Профессиональная зрелость коллектива характеризуется еще одним важным фактором — социально-психологическим климатом, сложившимся в конкретном рабочем коллективе. Взаимоотношения в коллективе, его сплоченность в значительной мере зависят от того, что собой представляют сами члены коллектива, каковы их личностные качества и культура обще ...

Готовность к выполнению функций руководителя
Предприниматель, открывающий предприятие в сфере малого бизнеса, должен быть готов к тому, что ему придется в той или иной форме выполнять функции руководителя по отношению к его сотрудникам, даже если их не более двух-трех человек, и все они – близкие родственники. Может показаться, что совместная работа с членами семьи избавит от необ ...

Психология предварительного следствия: психология расследования преступлений, психология обвиняемого, потерпевшего, свидетеля
Как вам известно, предварительное следствие - это целенаправленный процесс, целью которого является реконструкция (восстановление) прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем. Реконструкция события преступления совершается в результате целенаправленной деятельности следователя, которая имеет свою прог ...