Бихевиористическое направление в психологии
Страница 1

Бихевиоризм (с английского языка behavior - поведение) - ведущее направление в американской психологии конца XIX-XX вв., в основе которого лежит понимание поведения человека животных как совокупных двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия внешней среды (стимулы).

Человек выступает человеком бездуховным, так как направление не интересует в полном смысле ценности и смыслы человеческого бытия. В данном направлении постулируется зависимость человека от прошлого, так бихевиористы преувеличивают роль неправильно выработанных навыков поведения в развитии личности. Идея о том, что личность деструктивна по своей сути и несовершенна, поскольку зависит от прошлого. Бихевиористы приписывают человеку роль "пассивной жертвы плохого научения".

В качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обуславливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях бихевиористов показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакцию страха можно вызвать уже одним только показом белого кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обуславливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. Бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

Из этого можно выделить основной тезис бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается, как совокупность связей "стимул - реакция". Поведение - это системные объективно наблюдаемые реакции организма на внешние раздражители. Это существенно ограничило психологические исследования - поведение было противопоставлено сознанию, реальность которого вообще была отвергнута. Для всех субъективных явлений подыскивался телесный эквивалент (например, для мышления, поскольку оно связано с речью - реакции голосовых связок). Таким образом, поведение человека биологизировалось. Это существенно снижает ценность позитивного вклада бихевиоризма в разработку актуальных научных проблем психологии.

Согласно бихевиоризму, у человека при рождении имеется относительно небольшое число врожденных схем поведения (дыхание, глотание и так далее), над которыми надстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования сложнейших "репертуаров поведения". Удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению - "закон эффекта". Закрепление реакций подчиняется "закону управления", то есть многократные повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются.

Страницы: 1 2 3


Социальные и социально-эмоциональные проблемы детей из семей алкоголиков. Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей
Алкоголизм-это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств. Борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает все большую актуальность. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью ...

Результаты диагностики проявления эмпатии у педагогов общеобразовательной школы.
Результаты методики «Ваши эмпатические способности» у педагогов общеобразовательной школы представлены в Таблице 10. Таблица 10 - Уровни эмпатии у педагогов общеобразовательной школы Уровни Испытуемые кол-во % низкий уровень 4 40 средний уровень 5 50 высокий уровень 1 10 ...

Функции
Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются: Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; Контроль за психическим развитием воспитанников и своевременное оказание психологической помощи воспитанникам, родителям (лиц их заменяющим) и педагогическим работникам ДОУ. 2) Права Педагог- ...