Основной целью нашего исследования было исследовать особенности фрустрации в юношеском возрасте.
Для достижения цели осуществлено изучение и анализ научных работ о юношеском возрасте, эмоциональных процессах личности юноши и фрустрациях. Наиболее общим выводом следует считать следующий: фактором реагирования во фрустрационных ситуациях является юношеская эмоциональность, наиболее часто переживаемые конкретной личностью эмоциональные реакции.
В ходе исследования было выявлено реальное соотношение и взаимодействие факторов эмоционального реагирования во фрустрационной ситуации и выбора личностью направленности и типа реагирования. Основной вывод, который можно сделать – эмоциональные процессы влияют, главным образом на выбор человеком направленности реакции, и, в гораздо меньшей степени типа реагирования.
Интерпретация данных представляла трудности, так как в гипотезе заложено психологическое содержание принципиально не верифицируемое только математическими методами. Именно теоретическое исследование связи эмоциональных процессов и факторов реагирования во фрустрационной ситуации позволило сформулировать нашу гипотезу такой, какой она представлена в исследовании. А психологическая интерпретация – оценить возможность подтверждения.
[1] Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной – М., 1997, с.374
[2] Р. Бернс. Развитие «Я-концепции» и воспитание. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. – М., 1997, с. 177
[3] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1997, с. 313
[4] Фрустрация. Психология. Словарь / под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990, с. 434
[5] Н.Д. Левитов Фрустрация как один из видов психических состояний. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М., 2002, 313-315
[6] Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М., 1999 – Режим доступа: www.ihtik.lib.ru
[7] Мудрик Л.В. Современный старшеклассник. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И.Фельдштейна, - М., 1996, с. 267
[8] Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. – М., 1997, с. 35
[9] Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989, с. 230
[10] Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 1998, с.561
[11] Л.И. Божович. Этапы формирования личности в онтогенезе.Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов, - М., 1997, с.424
[12] Практическая психодиагностика. Ред.-сост- Д.Я.Райгородский.Самара. 1998.
[13] Эмоциональность//Психология.Словарь. Составитель Л.А.Карпенко. М.1990.
[14] Ф.Зимбардо. Застенчивость. - М. 1991. С.24.
[15] Д.Майерс. Социальная психология. - СПб.1998.С.485.
[16] Фрустрация/Психология.Словарь. Составитель Л.А.Карпенко. - М.1990, с.
[17] Ригидность. Там же.
[18] Е – экстрапунитивные реакции; I – интропунитивные реакции; М – импунитивные реакции; ЕD – реакция с фиксацией на самозащите; OD – реакция с фиксацией на препятствии; NP – реакция с фиксацией на удовлетворении потребности;
Исследование соответствия конфликтной динамики младших школьников и форм
регулирования конфликтов на уроке
Вопрос об адекватности конфликтных форм или адекватности способов регулирования детских конфликтов, реализуемых учителем на уроке, является центральным и затрагивает проблему конфликтной компетентности учителя. Последовательность образовательных «встреч» ребенка и учителя или конфликтная динамика детей младшего школьного возраста на уро ...
Теория базовых эмоций
Термин «базовые эмоции», который будет использоваться как синоним аналогичного термина «фундаментальные эмоции», также отличается многозначностью интерпретации. Если для родоначальников психоанализа 3. Фрейда и бихевиоризма Дж. Уотсона главной характеристикой «базовости» была врожденная, инстинктивная природа эмоции, то для М. Арнолд б ...
Психологические основы успешного предпринимательства
в России и за рубежом. Обзор
научных разработок в психологии поведения
Под поведением понимается совокупность совершаемых человеком поступков. Исследователь психологической теории деятельности Г. В. Суходольский, изучив подавляющее большинство отечественных трудов по теме «деятельность — поведение», пришел к выводу, что именно у С. Л. Рубинштейна впервые отражено различие между двумя видами человеческой ...