Характеристика индивидных свойств человека

Психология » Агрессия и темперамент » Характеристика индивидных свойств человека

Человек как биологическое существо, как представитель вида Homo sapiens называется индивидом. Соответствующие свойства, которые характеризуют его в этом качестве, называются индивидными. Среди многообразных индивидных свойств наибольший интерес для психологии представляют нейропсихологические, нейродинамические, возрастные, половые, конституционные особенности, сенсомоторная организация, структура органических потребностей, система инстинктов и безусловных рефлексов.

Индивидные свойства человека предопределены генетически, что исключает или существенно ограничивает возможности их изменения. Например, при помощи тренировок почти невозможно изменить скорость реакции человека или объем непосредственной памяти. Индивидные свойства обеспечивают существование человека как биологической единицы. Они выступают в самых разных ипостасях: как источники активности, как механизмы регуляции поведения, как органический (телесный) субстрат практических действий и движений, как механизмы первичной оценки жизненной значимости тех или иных явлений и событий, как механизм порождения и существования психических явлений, как условия и предпосылки возникновения определенных психических свойств, как органический инструмент, порождение и носитель первичной формы психического. Однако индивидные свойства человека никогда не бывают психическими (субъективными), или личностными. Они только обеспечивают человеку потенциальную возможность стать субъектом и личностью. Вместе с тем они обеспечивают и существование человека в этих качествах[8, с. 48].

Из психологии хорошо известно, что очень важное значение для возникновения и существования психических явлений имеет головной мозг. Органические нарушения мозга с неизбежностью приводят к расстройству психических функций, а врожденные аномалии иногда делают невозможным их развитие. Установлено, что каждый участок мозга имеет своеобразную специализацию, то есть наиболее тесно связан с функционированием определенных психических функций: зрительного восприятия, эмоций, внимания и т. д. Искусственное раздражение тех или иных участков мозга приводит к возникновению у человека соответствующих субъективных образований: образов, переживаний, сосредоточения на чем-либо и т. д. В психологии это называется принципом локализации психических функций в коре головного мозга. Для возникновения и существования душевного мира человека необходим не только мозг, но и все телесные органы и функции вместе взятые. Например, он не может возникнуть без органов и механизмов практического действия, посредством которых осуществляются реальная связь человека с окружающим миром и наполнение душевного мира предметным содержанием. Сам по себе мозг способен лишь к порождению своеобразной субъективной ткани (субстанции), из которой может строиться душевный мир[ 15, с. 14].

Нейродинамические свойства определяют особенности протекания нервных процессов в головном мозге и в нервной системе: силу процессов, возбуждение и торможение, их подвижность (способность переходить друг в друга) и уравновешенность. В зависимости от сочетания этих свойств И. П. Павлов выделил типы высшей нервной деятельности (сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический) и соответствующие типы темперамента. Нейродинамические свойства оказывают влияние на протекание психических процессов и на всю душевную жизнь в целом. Например, у человека с подвижным типом нервных процессов быстрее протекает мышление, восприятие, запоминание и др. Одновременно эти свойства выступают как условия развития различных психических качеств: способностей, черт характера, самооценки.


Теоретические и методически е аспекты развития познавательных процессов у детей с помощью игры. Возрастные особенности игровой деятельности. Определение игры
Игра имеет особо важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. Прежде всего, игра — своеобразное отражение жизни. Игра не уводит ребенка от жизни, от действительности. Наоборот, игра — средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к учению и труду. В активной игровой форме ребенок глубже познает яв ...

Трансактный анализ
В теории Э. Берна нет четкого определения и понимания сущности наркомании. В соответствии с его теорией нормальное развитие личности происходит, когда важнейшие аспекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом. Это люди с хорошими границам Я, у которых могут быть серьезные внутренние конфликты, но которые способны сбаланс ...

Особенности развития эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха
Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушениями слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывает ...