Сущность и характеристика подходов к социально-психологическому тренингу общения. Определение понятия «общение» в СПТ
Страница 2

Психология » Социально-психологический тренинг » Сущность и характеристика подходов к социально-психологическому тренингу общения. Определение понятия «общение» в СПТ

4. «общение». При этом партнеры как субъекты являются равноактивными, равноуникальными и равносвободными. Здесь в общении нет отправителя и получателя сообщений – есть собеседники, соучастники общего дела.

Таким образом, общение в отличие от других форм межличностных контактов, можно определить как взаимную презентацию партнерами своей субъективной реальности, в результате которой происходит изменение взаимоотношений и возникновение общности.

Мы уточнили и конкретизировали понятие «общение», в следующей главе мы рассмотрим структуру компетентности в общении. И наш анализ этого понятия будет осуществляться в рамках теории и практики СПТ.

Итак, общая цель СПТ – повышение компетентности в сфере общения конкретизируется различными решаемыми в его процессе задачами. В зависимости от приоритета задач, на которые направлен СПТ, он может приобретать различные формы:

1. Ориентироваться на приобретение и развитие специальных навыков, например, умение вести деловую беседу, различать межличностные конфликты и т.д.;

2. Углублять опыт анализа ситуаций общения, например коррекция формирования установок, необходимых для успешного общения, способность адекватно воспринимать себя и других, анализировать ситуации группового взаимодействия. Основные задачи, решаемые в ходе СПТ, можно разделить на пять групп:

1. Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, движущие пружины этого взаимодействия, приемы эффективного общения.

2. Приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании, т.е. обогащении тактики и техники общения.

3. Коррекция коммуникативных установок, таких как: партнерство - взаимодействие с позиции силы, искренность – манипуляция, вовлеченность – избегание общения, настойчивость – соглашательство, т.е. выработка собственных стратегий общения.

4. Адекватное восприятие себя и других в ситуации общения.

5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, развитие личностных экзистенциальных проблем.

Перечисленные задачи отражают основную составляющую деятельности профессионального коммуникатора, ее психологический коммуникативный аспект. Атмосфера психологической безопасности и комфорта, создающаяся в ходе тренинга, позволяет участникам проявить набор поведенческих эмоциональных стереотипов и, получив обратную связь на свое поведение, осознать вероятные ошибки во взаимодействии с другими людьми, возможности других, более продуктивных подходов к общению, приобрести новые навыки взаимодействия. Каждый тренинг в той или иной мере решает все перечисленные задачи, и эта мера зависит не только от тренинга, но и от мотивации, целей, личных проблем участников группы.

Интерес к групповым методам психологической работы привел к появлению множества направлений их развития различными психологическими школами. В настоящее время в качестве основных подходов развития группового психологического тренинга выделяют следующие:

Гуманистическое направление

. Главным предметом гуманистической психологии является личность и ее уникальность, переживание человеком мира и осознание своего места в нем. В основу теории заложено предположение, что человек имеет врожденную способность достигать полного раскрытия своего духовного потенциала, решать все свои личностные проблемы, если он находится в оптимальной для него, дружелюбной социально-психологической атмосфере. Одна из характерных особенностей классического гуманистического направления – максимально недиректированный стиль управления группой, побуждающий участников проявлять активность и принимать на себя ответственность за происходящее. Нередко подобный стиль приводит к возникновению в группе, на начальных этапах работы, ситуации фрустрации и проявлению негативных эмоций. Это позволяет вскрыть многие проблемы участников, которые в дальнейшем перерабатываются группой.

В результате широкого распространения идей гуманистической психологии и параллельного развития Т-групп образовалось направление групповой работы, получившее название групп встреч.

Гештальт-модель

. В гештальт–терапии важное место отводится процессу саморегуляции организма, приводящему к формированию целостного психического образования, некой специфической организации частей, называемой гештальтом. Центральный момент теории – все совершается здесь и сейчас. Целью группового процесса является расширение сферы сознания каждым участником себя, своих индивидуальных особенностей, осознание самоидентичности и совершенства, принятие личной ответственности за происходящее с ним.

Психодраматический подход

. Психодрама как метод групповой работы, определяет разыгрывание участниками определенных ролей в моделируемых жизненных ситуациях, имеющих для них личностный смысл. Результативность данного метода во многом основывается на целительном эффекте группового взаимодействия.

Страницы: 1 2 3


Семейные традиции
Ещё до первого контакта с алкоголем «семейные традиции» могут навязать личности потребление алкоголя как единственный способ не только отмечать особые события жизни, праздники, но и реагировать на другие события в жизни – печальные и радостные, значительные и незначительные, «отмечать» пустые м переполненные впечатлениями периоды жизни. ...

План трудовой деятельности
Общепринята следующая классификация основных форм трудовой деятельности: Труд, требующий большой мышечной активности Имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т. д.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективе ...

Теория личности Зигмунда Фрейда
Для начала обратимся к биографии З. Фрейда. Зигмунд Фрейд (6.05.1856 - 23.09.1939) - австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80-х годов XIX века работал в области практической медицины. Вместе с И. Брейером опубликовал в 90-х г ...