Использование других методов изучения межличностных отношений.
Страница 4

Психология » Детский рисунок как метод изучения межличностных отношений детей в дошкольном возрасте » Использование других методов изучения межличностных отношений.

1) как ребенок принимает задачу подарить картинку другим;

2) имена детей, которым испытуемый отдал свой 1, 2, 3-й выбор. Через 2 дня в протокол заносится ответ ребенка на вопрос «Кому из детей группы ты сделал подарки, когда играл в игру «Секрет»». Экспериментальная игра «Секрет» - это вариант параментрической социометрии. В основном используется положительный критерий, но можно использовать и отрицательный: «Если бы я дала тебе много картинок, трем детям из вашей группы. Кому бы ты не дал картинки?». Я.Л. Коломинский принял следующую школу, укрепив статусные подгруппы: 1) подгруппа (звезды – 6 и более выборов);

2)- (принятые и предпочитаемые 3-5 выборов);

3)- (непринятые 1-2 выбора);

4)- (изолированные – 0).

Наиболее ярко проявляются отношение детей в общении со сверстниками, и в первую очередь нерегламентированном воспитателем. Данные об этом общении воспитателя с дошкольниками можно получить наблюдая за детьми в групповой комнате или на участке. Т.А. Репина была разработана экспериментальная методика, названная методикой одномоментных срезов структуры группы дет. сада в свободном общении. Эта методика предназначена в первую очередь для выявления общей картины реального общения в конкретной возрастной группе. Методика позволяет обнаружить микрообъединения, которые возникают среди детей при свободном общении в группе, определить численный и половой состав этих игровых объединений, а также увидеть детей, которые чаще остальных играют в одиночку. Методика срезов позволяет получить данные о контактировании детей, построить модель групповой структуры, учитывая принадлежность ребенка к какому-либо микрообъединению в период свободного общения, когда дети принимают к той или иной микрогруппе по собственному желанию, проанализировать отношение, проявляющиеся в свободном общении дошкольников. В период для свободных игр и занятий экспериментатор многократно фиксирует все имеющиеся в определенные моменты времени детские объединения и детей, играющих в одиночку. Срезы проводят трижды, с интервалом в 1-2 мин., через 5-7 мин. в одних и тех же условиях. Оптимальное количество срезов 30-40, минимальное 20. В протоколах каждый ребенок значится под номером, соответствующем его номеру в общегрупповом списке; первые номера принадлежат девочкам, последние – мальчикам. Номера постоянны на протяжении всех замеров. [7]После замеров производится следующая обработка результатов:

1. на основании полученных данных составляются протоколы на каждого ребенка, куда из общегруппового протокола всех срезов выписывали соответствующие показатели

2. отдельно подсчитывается количество срезов, когда ребенок был один и когда он объединился в совместных играх с другими детьми. На основании процентного соотношения последнего числа к общему количеству срезов определяется коэффициент выраженности потребности ребенка в контактировании со сверстниками

3. вычисляется количество контактов, установленных тем или иным дошкольником, с каждым ребенком группы. Из всех детей отделяют тех, общение с которыми у данного испытуемого было избирательным.

4. суммируется количество контактов установленных каждым ребенком с отдельными детьми группы. Вычисляется показатель интенсивности общения.

5. вычисляется экстенсивность общения ребенка с детьми группы.

6. определяется средняя длительность общения ребенка в одном объединении.

7. анализируется характеристики зафиксированных игровых объединений на протяжении всего времени наблюдения.

Страницы: 1 2 3 4 5


“Марионетка”
Цель упражнения: дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Это упражнение нацелено на понимание чувств другого. Можно побывать в чужой шкуре. В процессе тренинга в различных ролевых ситуациях руководитель сможет побыть в роли подчиненного, и ...

Типология "карьеристов" и "карьеристок"
Глупо плясать под чужую дудку, не рассчитывая со временем стать ее хозяином. (М. Ген) В зависимости от соотношения трех характеристик - самооценки, уровня притязаний и "локуса контроля" - выделяется несколько типов профессиональной карьеры: "Скалолаз" обладает высокой самооценкой, высоким уровнем притязаний, внутре ...

Причины профессиональной деформации личности
Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: " .Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Профессиона ...