Выводы

В данной главе мы провели эмпирические исследования на основе двух методик: методика диагностики направленности личности в общении и методики диагностики межличностного общения в группе.

Результаты исследования показывают как меняется направленность личности с течением обучения в ВУЗе.

На первом и втором курсе студенты ориентированы на манипулятивную направленность, ориентированы на использование партнера и всего общения в собственных целях для получения разного рода выгоды.

На третьем курсе студенты уже ориентируются на альтероцентристскую направленность, то есть добровольная "центрация" на партнере, ориентируются на его цели, потребности, чувства, бескорыстно готовы жертвовать своими собственными интересами.

Студенты четвертого курса ориентируются на авторитарную направленность, то есть ориентируются на доминирование в общении. Такая направленность сопряжена с коммуникативной агрессивностью, отсутствием уважения к чужой точке зрения.

Пятикурсники выбрали индифферентную и манипулятивную направленности. Они ориентированы на решение сугубо деловых вопросов, стремятся понять собеседника, чтобы получить нужную информацию, ориентированы прежде всего на себя и своих интересов.

Также можно сделать следующие выводы по особенностям межличностного поведения студентов в группе:

На протяжении всего учебного процесса студенты поддерживают тенденцию "общительность", проявляя активно направленными на установление контактов, близких эмоциональных отношений с членами группы, в стремлении оказать поддержку окружающим.

Поддерживаю тенденцию "независимость" студенты ведут себя в группе уверенно, стремятся к лидерству или же высоко требовательны к окружающим, скептично относятся к групповым нормам и ценностям.

Студенты четвертого курса еще выделяют тенденцию "борьба", стараются активно участвовать в групповой жизни, в принятии решений, добиваются своих целей.

Все эти результаты показывают, что в процессе обучения очень сильно меняются направленности личности и основные тенденции межличностного поведения студента в группе. Меняются отношения в группе, формы общения и поведения с членами группы.

На первом и втором курсе студенты очень общительны, но их общение сводится к выгодному сотрудничеству. При этом сам студент остается "закрытым", скрывает свои истинные цели и чувства.

Адаптировавшись к новым правилам, к новому коллективу третьекурсники готовы активно задействовать свои силы во благо коллектива, даже поступившись своими интересами и благополучием.

К четвертому курсу студенты приобретают свою точку зрения, свою твердую позицию, с которыми должны безоговорочно соглашаться другие. Стараются всячески проявить себя, противопоставить лидеру или самому стать лидером.

Заканчивая вуз студенты-пятикурсники стараются приобрести новые знакомства, для выгодного сотрудничества, решения своих вопросов. На данном этапе главная их цель – найти свое место во взрослой жизни.


Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Нами была проведена беседа с учащимися 1 и 2 классов СКОУ VIII вида и учениками 1 класса общеобразовательной школы. Следует отметить, что, в отличие от учащихся общеобразовательной школы, ученики СКОУ VIII вида отвечали на вопросы коротко, односложно: «да» или «нет». Поэтому приходилось задавать побочные, наводящие вопросы - «Почему да? ...

Введение. Наследственность и интеллект
Полемика о роли природы и воспитания в развитии представлена нескончаемыми спорами вокруг относительной роли наследственности (природы) и среды (воспитания) в формировании истинно человеческих качеств. Эти споры не прекращаются не столько в силу сложности затрагиваемых в них научных проблем, хотя многие из них действительно сложны, а и ...

Место психологии в системе наук о человеке как субъекте деятельности
История становления научной дисциплины прямо и косвенно отражается в процессах ее взаимодействия с другими дисциплинами, в процессах ее дифференциации — выделении и становлении как самостоятельных ее отдельных ветвей, подходов, направлений. Активное взаимодействие психологии труда с другими научными дисциплинами — не исключение из прав ...