Запах как фактор, влияющий на изменение эмоционального состояния
Страница 1

Изучением запаха как фактора, влияющего на изменение психического состояния, занимались И. П. Павлов, О. Б. Вайнштейн, М. Монтель, П. Басинский, Е. Ю. Артемьева, Т. А. Акопян, С. Дубровская, А. И. Костяев, Е. Марунина, И. В. Саков и другие.

Запах - специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих веществ, обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния, расположенными в носовой полости человека и животных. Запах для большинства людей относительно слабо дифференцированное, интегральное ощущение, так как он определяется суммарным эффектом от раздражения обонятельных рецепторов, рецепторов тройничного нерва и рецепторов вомероназального органа; кроме того, возможно, что в ощущение запаха вовлечено восприятие аэрозольной компоненты атмосферы/

Влияние запахов на психофизическое состояние человека изучает наука аромакология, которая возникла в 80-х годах 20 века. Первопроходцем прикладной аромакологии считается американский психиатр Алан Хирш, который разработал эссенцию для распыления в магазинах, благодаря которой количество покупок в «опыленных» отделах выросло в разы.

Психологический аспект истории применения ароматических растений берёт начало в первобытной культуре, проходя сквозь столетия до наших дней. Развиваясь вместе с человеком, культура применения ароматов даёт обновлённое понимание роли растительного мира в жизни человека. Первые письменные упоминания об использовании благовоний в ритуальных целях относятся к государству Шумер, существовавшего на территории современного Ирака за 3000 лет до н.э. Уже тогда были известны свойства ароматических растений влиять на эмоции. Кроме воскуривания в Месопотамии начали применять ароматические составы для умащения тела во время церемоний.

Цивилизация Древнего Египта сохранила знания вавилонян и преумножила сведения об ароматических растениях и их влиянии на человека. Египетские жрецы не только проводили ритуалы, но и занимались целительством. Знания о целебных свойствах ароматов считались тайной и открывались только посвященным. Одним из рецептов, широко применявшимся для религиозных таинств, был «куфи». Он включал, в зависимости от цели, от 16 до 60 компонентов, среди основных компонентов были корица, можжевельник, ладан, мирра, роза. Греки расширили представление о лечебной роли растений. Гиппократ верил в пользу вдыхания целебных ароматов, ванн, массажа для здоровья и долголетия. Греческие атлеты перед соревнованиями для поднятия духа натирали тело благовонными маслами.

Римская цивилизация широко использовала благовония и воскуривания в обрядах поклонения своим многочисленным богам. Особо ценились свойства можжевельника, аромат которого считался приятным большинству божеств. Розмарину приписывали свойства стимулировать работу мозга, чьи веточки носили с собой студенты. Запах мяты также рекомендовали использовать для занятий, умственной деятельности. Лавровые венки торжественно возлагали на голову победителя. Считалось, что лавр позволяет почувствовать вкус победы, облагораживает человека.

Во время праздников, многочисленных пиршеств помимо благовоний разбрасывали лепестки роз. Это создавало особое настроение и позволяло ощутить в полной мере радость и блаженство.

Упоминания о роли ароматов мы находим в Библии: « .и обонял Господь приятное благоухание…» (книга Бытия). В начале эры христианства существовали специальные рецепты для священнодействий. Среди множества заповедей Моисей получил от Господа правила сооружения алтаря, а также приготовления ароматических масел и жертвенных курений (Исход): «Возьми ты себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сикелей и корицы благовонной половину того и тростника благовонного 250, и кассии 500… и масла оливкового гин. И сделай из этого миро для священного помазания…» Это масло использовалось для посвящения первосвященников, его лили на голову в таком количестве, что оно стекало на бороду.

Культура Индии особенно ценила свойства ароматических растений для психического состояния. Все индусские храмы строились из сандала, который, как считалось, даёт спокойное, медитативное состояние ума. Буддизм в качестве инструмента работы с сознанием применял многочисленные курения, которые всегда полагалось сочетать с медитацией. Этот ритуал дошёл до наших дней. Самым ценным ароматом, воздействующим на психику, считался сандал. Он давал состояние спокойствия, ясности ума, позволял сконцентрироваться на ощущениях, что необходимо во время проведения медитации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психологическая профилактика
1) Психологическая профилактика – это целенаправленная, систематическая работа психолога, воспитателей и родителей по: а) предупреждению возможных психолого-социальных проблем у детей; б) выявлению детей группы риска (по разным основаниям); в) созданию благоприятного психологического климата как в педагогических, так и в детских коллект ...

Глоссарий
Адаптация (от лат. adaptatio — приспособлять) — в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический. Биологический аспект: адаптация — приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды. Психологический аспект: ад ...

Практическая часть. Сравнительный анализ понимания личности с позиций фрейдизма и бихевиоризма
Таблица 1 Сравнительный анализ понимания личности с позиций фрейдизма и бихевиоризма Фрейдизм Бихевиоризм Основатель Зигмунд Фрейд Джон Уотсон Цель Объяснить, что в формировании личности важную роль играет трехчленная структура психики человека, представленная сознанием, сверхсознанием и бессознательным О ...