Введение
Страница 1

Проблема исследования

В современном обществе у людей перегружены зрительные и слуховые анализаторы. 90% информации человек получает глазами, 8% ушами и всего 2% – носом. Однако запахи оказывают сильнейшее, часто подсознательное, воздействие на человека - на его настроение, на уверенность в себе, на ощущение своего собственного тела и на то, как его воспринимают другие люди. Запахи стимулируют активность, провоцируют недомогание, угнетают, помогают бороться с депрессией, пробуждают в человеке воспоминания, рождают ассоциации, формируют восприятие реальности, придают жизни вкус. Достаточно одного приятного запаха, чтобы расслабиться, или, напротив, активизировать работу головного мозга и улучшить настроение. Аромат является тем инструментом, который способен самым активным образом стимулировать как положительные, так и отрицательные эмоции и чувства. Запах мяты, например, пробуждает, а запах ландыша расслабляет. Кроме того, некоторые основные эмоции непосредственно связаны с запахом.

Актуальность темы исследования

Применение пахучих веществ — новая отрасль, еще неисследованная. И потому использование запаховых технологий, особенно для управления поведением человека, требует серьезного внимания. Идея о том, что обоняние и эмоции тесно связаны, и что обоняние – «наиболее эмоциональное» человеческое чувство, часто обсуждаются в научной литературе. Однако лишь небольшое число научных исследований посвящено этой проблеме. Роль запахов как стимулов, воздействующих на эмоции человека, практически не исследована в психологии эмоций. Известно, что обонятельная система анатомически тесно связана с мозгом, и обоняние является одним из самых древних видов чувствительности. Поэтому представляется оправданным использование обонятельной стимуляции для исследования эмоциональной сферы. На западе исследования в данной области получили более широкой распространение, чем в России. Было бы неправильно утверждать, что в нашей стране они не проводились вообще, но они имели узкую направленность и были закрыты для широкого доступа общественности. В то же время наработанные западом схемы решения подобных задач не соответствуют в полной мере условиям жизни российского общества. В данной работе использованы материалы как зарубежных, так и российских исследователей в области аромакологии и психологии человека. Сделана попытка изучить влияние запахов на эмоциональное состояние в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности.

Объект: Ольфакторное воздействие как способ регуляции психического состояния.

Предмет: Опосредующее влияние гендера и перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха.

Цель: Исследование влияния гендера и доминирующей перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха.

Гипотеза: Перцептивная модальность не влияет, а гендер влияет на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха: цитрусовые ароматы (лимон, кардамон, апельсин) повышают настроение, бодрят, тонизируют; цветочные ароматы (кедр, лаванда) расслабляют, успокаивают; шипровые (табак, мох) ухудшают самочувствие, настроение, провоцируют общее недомогание и слабость.

Задачи исследования:

1. На основе анализа научной литературы изучить подходы к исследованию эмоциональных состояний; запаха как фактора, влияющего на изменение психического состояния; ольфакторной системы; гендерных ролей.

2. Определить доминирующую перцептивную модальность испытуемых;

3. Определить гендер испытуемых;

4. Изучить воздействие запахов разных классов на изменение глубины и знака психического состояния;

5. Оценить изменение глубины и знака психического состояния у испытуемых с разными доминирующими перцептивными модальностями и гендерами под воздействием запахов разных классов.

Методы исследования

1. Наблюдение;

2. Эксперимент.

В частности были использованы следующие методики:

1. Методика САН;

2. «Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина;

3. Методика «Психосемантический дифференциал»;

4. Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В); шкала 15 «феминность – маскулинность»;

5. Методика «Диагностика доминирующей перцептивной модальности» С. Ефремцевой.

Выборка исследования

24 юноши и 24 девушки 16 – 17 лет, учащиеся 11-х классов средней общеобразовательной школы.

Материалы исследования

144 блоттера; 48 бланков методик; 3 смеси запахов исследуемых классов, концентрированных в жидком виде на масляной основе (что предполагает наибольшую интенсивность запаха): цитрусовые (лимон, кардамон, апельсин); цветочные (кедр, лаванда); шипровые (табак, мох); 3 пипетки.

Страницы: 1 2


Секреты женской конкуренции
Если у тебя мало врагов, значит, ты ничего в жизни не достиг. Если же их слишком много, то ты ничего так и не достигнешь. (Иван Иванюк) У Вас есть подходящая работа, стабильный заработок, уютная квартира и милые коллеги. Вы встречаетесь с ними, ходите в кафе, говорите о работе, о детях и даже, вероятно, о Вашем мужчине. Вы считаете, чт ...

Виды памяти и их особенности
Существует несколько оснований для классификации видов чело­веческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохра­нения материала, другое – по преобладающему в процессах запо­минания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, опера­тивную, долговременную и генетиче ...

Аудитория
Тренинг рассчитан на работников международных компаний и всех, кто стремится узнать: · как обеспечить комфортное сосуществование в рабочем коллективе: · как стимулировать сотрудников на поддержание и развитие контактов со своими коллегами; · как добиться быстрого и качественного выполнения задач, для которых требуется взаимосвязанная ...