Структура, факторы и показатели социально-психологического климата и роль ее членов в его формировании
Страница 1

Психология » Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат » Структура, факторы и показатели социально-психологического климата и роль ее членов в его формировании

Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычленение основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения.

По мнению В.В. Бойко структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез общественных и межличностных отношений. Также через общественные отношения раскрывается социальное содержание личных отношений людей в коллективе – это производственные, политические, правовые, этические, эстетические отношения, но самым главным по его словам является межличностные отношения. Данный тип отношений представляется Бойко, как в организационно-техническом воздействии, статусно – ролевой взаимосвязи, административно-психологическое взаимовлиянием и эмоционально-логическое взаимопознанием друг друга. Возникновение таких отношений возможно лишь на основе предметно-практической деятельности коллектива, где задаются материально – технические, организационно – управленческие и другими условиями его жизнедеятельности. Единство содержания общественных и межличностных отношений предстает в виде взаимоотношений людей (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия), а также в виде качеств личности, от которых зависят психологические особенности общения людей в коллективе [11, с. 228 – 230]. Детальная информация срочная помощь на дороге на сайте.

Существенным показателем особенностей взаимоотношений в коллективе по утверждениям Е.П. Белинской и О.А. Тихомандрицкой являются формы обращения как средства вербального общения. Преобладание же каких-либо одних форм обращения – приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов – характеризует особенности взаимоотношений в коллективе и тем самым служит показателем социально-психологического климата [8, с. 221].

Изучение коммуникативных связей в коллективе по числу и направленности контактов, по их содержанию может свидетельствовать о состоянии взаимоотношений в нем. Психолог Л.Я. Гозман в своей книге «Психология эмоциональных отношений» выделяет, к примеру, два аспекта отношений между людьми: это субъективный и объективный (таб. 2).

Таблица 2

Структура межличностных отношений в группе

С объективной стороны

С субъективной стороны

1) «Это … некая система взаимодействия, контактов, связей….

2) «…Именно этот круг явлений обычно охватывается понятием «межличностные отношения».

3) «Межличностные отношения, в которых оценочный аспект объективно определяет состояние и развитие взаимодействия,… называются эмоциональными отношениями»

4) Примером межличностных отношений служат и деловые отношения, и симпатии, и любовь.

1) Это оценка субъектом взаимодействия, контактов, связей.

2) «Эта… оценка может быть названа эмоциональным компонентом или аспектом межличностных отношений».

3) «…Оценочный аспект присутствует не только собственно в межличностных отношениях, но и в межгрупповых… Оценочный аспект существенен даже и для общественных отношений…».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Корреляционный анализ полученных данных
Конечным этапом нашего исследования, являлось обеспечение достоверности исследования, для этого мы использовали метод математической статистики. Итак, мы исходили из предположения, что социально-психологический климат школьного коллектива зависит от таких его составляющих как уровень эмпатии, социометрического статуса, степени эмоционал ...

Особенности дошкольного возраста и роль сказки в формировании личности дошкольника. Общая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Известно, что дошкольное детство определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий м ...

Сопоставление криминальных отклонений личности
Сопоставляя и сравнивая между собой криминальные отклонения, то есть отклонения от социальной нормы в сторону делинквентного (противоправного) поведения такие категории граждан, преступивших рамки закона как: психически здоровые преступники, социопаты и психопаты, следует выделить следующие важные особенности: 1. Всем трем группам подп ...