В психологии и педагогике сказка традиционно считается одной из форм организации детского опыта. Существование скрытого за незатейливым на первый взгляд сказочным повествованием психодиагностического, развивающего, психокоррекционного, психотерапевтического потенциала сказки давно осознано в психологии.
Анализ литературных источников показывает, что не существует общепринятого определения сказки; проблема типологии сказок также не имеет однозначного решения, что может объясняться чрезвычайным разнообразием сказок и по героям, и по сюжетам, и по композиции, а также тем, что до сих пор не найден тот решающий признак, который мог бы быть положен в основу различения сказок. Тем не менее, в ряде работ в качестве особого вида выделена волшебная сказка и ее роль в психическом развитии дошкольника.
В качестве основного психологического механизма, обеспечивающего установление и поддержание контакта между внутренним миром ребенка и сказочным миром, называют процесс идентификации ребенка с главным героем, чему способствует ряд специфических особенностей сказки, касающихся и сюжета, и характеристик персонажей, и устройства сказочного мира в целом. Созвучие сказочного мира внутреннему миру ребенка объясняется их одинаковой алогичностью и отсутствием необходимости строить причинно-следственные связи при восприятии сказки, относительной простотой и доступностью стиля и языка сказки, семантической неперегруженностью сказки и т.д.
В ряде исследований подчеркивается роль сказки в формировании эмоциональной сферы ребенка. Признается посредническая функция сказочно-фольклорного мира между развивающимся детским сознанием и реальностью, между внутренним и внешним объективным миром.
Согласно представлениям различных авторов, волшебная сказка, обучая ребенка приемам метафоризации, наделяет его мощным орудием адекватного сущностного познания окружающей действительности, проникновения в мир смыслов, скрывающихся за предметами, систематизирования и структурирования приобретаемого и уже существующего опыта. Сказка является источником развития воображения ребенка. Наконец, в наиболее сообразной возрастным особенностям ребенка форме она задает в его сознании полярные эталоны всех основных человеческих категорий, с помощью которых человек строит модель мира и осознает самого себя.
При анализе сказок нередко подчеркивается наличие в них персонифицированного в форме конфликта ее героев противопоставления добра и зла, задающего ребенку полярные эталоны для построения «шкалы» оценки нравственности того или иного поступка, для ориентации собственного поведения относительно нее. Однако попытки экспериментально опосредствовать этический поступок ребенка в реальной ситуации нравственного выбора с помощью образцов (эталонов) поведения персонажей сказки показали, что дошкольники, знающие, как им следовало бы вести себя, все же, как правило, не могут руководствоваться примером поведения сказочного героя.
В работе с детьми дошкольного возраста, я как педагог, исхожу из положения о том, что наряду со знанием двух полярных эталонов, воплощающих в конкретной форме категории добра и зла, важнейшим условием нравственного поведения дошкольника в ситуации морального выбора является обязательное полярное эмоциональное отношение к этическим эталонам.
По мнению ряда исследователей, наиболее ярко противопоставление добра и зла, персонифицированных в образах сказочных персонажей - героя и антагониста, представлено в народных волшебных сказках.
В ходе проведения диагностического исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок была поставлена цель - исследовать характер зависимости эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста к персонажам волшебной сказки от ее композиции, в частности, от развязки и реакций героя на действия испытателей.
Потребность в самоактуализации
Последней и высшей стадией в иерархии потребностей Маслоу считал самореализацию, самоактуализацию. Если физиологические нужды и потребности в безопасности, любви и уважении будут удовлетворены в достаточной степени, «мы вправе ожидать, что у человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает то ...
Мужчины не любят признавать, что они чего-то не
понимают
Доброе имя зависит больше от твоего молчания, нежели от поведения; раз уж грешен, будь хоть осторожен. (Бальтасар Грасиан)
Мужчины часто не могут допустить, что они чего-то не знают или не понимают. Это могло бы повредить их репутации, нанести урон имиджу и ухудшить положение в иерархии. Поэтому они не любят переспрашивать. Этот принци ...
Этнические ценности
В современной социально-психологической науке под ценностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, получаемый в фило- и онтогенезе.
Процесс иерархизации ценностей, выделения высших из них, осуществляется в группе, в том числе этнической, при совместной деятельности и общении. Существует горизонтальная (внутри группы, этноса) и ...