Психологические исследования развития личности в контексте профессиональной деятельности. Особенности развития личности в период ранней взрослости
Страница 3

Психология » Организационно-психологические условия успешности адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии » Психологические исследования развития личности в контексте профессиональной деятельности. Особенности развития личности в период ранней взрослости

После окончания вуза у большинства специалистов (а у тех, кто решил сразу после школы начать трудиться, раньше) начинается 3—5-летний период адаптации к освоенным видам трудовой деятельности (овладение и принятие норм профессиональной деятельности и профессионального общения, понимание смысла профессии и своей причастности к ней), поиск оптимальных возможностей для самореализации, фаза "завоевания места под солнцем" в своей деятельности и референтных социальных группах [38, 44].

Когда молодые взрослые поступают на работу, они могут испытывать состояние, которое можно описать как "потрясение, вызванное реальностью". В течение подросткового периода и этапа подготовки к будущей работе люди часто имеют высокие ожидания относительно того, каким будет их профессиональный путь, как они будут справляться со своими обязанностями. После окончания обучения и начала работы новички очень быстро узнают о том, что некоторые их ожидания нереалистичны. Их обучение может не вполне соответствовать реальной работе, которую им требуется выполнять. Многие работодатели считают, что новички — это люди, которых еще многому нужно научить. Работа может оказаться не творческой, а механической, окружающие люди бывают нечестными; кроме того, может оказаться, что сойтись с коллегами по работе — большая проблема. Истинные цели работы могут затеряться в лабиринте бюрократических процедур или трансформироваться под воздействием приказов начальников. Реальность может вызвать потрясение, результатом которого становятся фрустрация, напряжение и гнев, переживаемые молодым работником на этапе приспособления к новой ситуации [27, 54].

Левинсон подчеркивал важность роли наставников, помогающих молодым работникам усваивать необходимые ценности и нормы. Наставники исполняют роль воспитателя и учителя. Они способствуют продвижению молодых работников вверх по служебной лестнице. Они служат моделями для подражания в социальной сфере и в области профессиональной деятельности. В целом наставники облегчают новичкам переход к статусу самостоятельного зрелого специалиста.

В настоящее время не создано теорий развития профессиональной карьеры женщин, однако очевидно, что ей присуще большое разнообразие форм. Значительное число женщин выбирают традиционную мужскую модель непрерывной занятости. Другие планируют завести детей, когда добиваются в профессиональной деятельности определенных успехов. Те из них, кто предпочитает в период ранней взрослости посвятить себя одним семейным заботам, иногда начинают работать вне дома только после того, как их младший ребенок поступает в первый класс.

Среди женщин можно выделить две ярко контрастирующие между собой группы: те, кто ориентирован на карьеру, и те, для кого работа — не главное в жизни.

Многие исследователи отмечают, что работающие женщины отличаются от неработающих более крепким психическим и физическим здоровьем [27].

К 30 годам многие молодые люди подводят некоторые личностные итоги, основанные на рассудочном и критичном отношении к самому себе: большинство людей к этому времени могут понять, что они могут и чего не могут, что дается с трудом, а чего, скорее всего, достигнуть не удастся. На этой основе осуществляются перепланировка жизни, переоценка жизненных ценностей, переориентация мотивов для следующего жизненного этапа.

В молодости проявляются организаторские способности личности, которые особенно отчетливы у мужчин и часто выражаются во внутреннем стремлении к руководству, доминированию, лидерству, власти. Важное стремление, формирующееся в молодости, — жить общей жизнью со своей профессиональной группой, трудовым коллективом, делать общее дело на благо общества. Все эти новообразования возникают из осознания того, что почти все необходимое личность получает благодаря своей деятельности, труду. Активность вызывается потребностью в деятельности, но ее характер определяется жизненными потребностями и ценностями.

С приближением к 30 годам человек начинает переживать пик творческой активности. Одаренные люди в молодости и ранней взрослости могут добиваться выдающихся результатов в выбранной сфере деятельности, реализуются как личность в хобби и интересах, выходящих за рамки профессиональной деятельности [44].

Таким образом, в молодости человек начинает утверждать себя в жизни, осуществлять поставленные цели.

Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и профессиональную компетентность, когда человек уясняет смысл своей жизни, подводит ее первые итоги.

Страницы: 1 2 3 


Мужчины не любят признавать, что они чего-то не понимают
Доброе имя зависит больше от твоего молчания, нежели от поведения; раз уж грешен, будь хоть осторожен. (Бальтасар Грасиан) Мужчины часто не могут допустить, что они чего-то не знают или не понимают. Это могло бы повредить их репутации, нанести урон имиджу и ухудшить положение в иерархии. Поэтому они не любят переспрашивать. Этот принци ...

Исследовательская работа по формированию волевых качеств личности дошкольников в процессе игровой деятельности. Изучение сформированности волевых качеств у дошкольников
Совершенствование волевой регуляции поведения у старших дошкольников связано с их общим интеллектуальным развитием. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. Значительная роль в психологическом развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содер ...

Гендерные различия в проявлении совладающего поведения в младшем школьном возрасте. Общая характеристика совладающего поведения
Напряженный ритм жизни, интенсификация труда, уменьшение двигательной активности порождают противоречия между повышенными требованиями к нашему интеллекту, устойчивостью эмоциональной сферы, малой нагрузкой на нашу мускулатуру. Перегрузка нервной системы по сравнению с двигательной системой приводит к постоянному напряжению психики. Мы ...