Методика диагностирования уровня развития внимания
Страница 3

6–7 баллов – средний;

4–5 баллов – низкий;

0–3 балла – очень низкий.

Методика 3. «Запомни и расставь точки»

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рисунок. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1–2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке на рисунке (см. Приложение Г) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек;

8–9 баллов – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек;

6–7 баллов – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек;

4–5 баллов – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек;

0–3 балла – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий;

8–9 баллов – высокий;

6–7 баллов – средний;

4–5 баллов – низкий;

0–3 балла – очень низкий.

Индивидуальное консультирование родителей детей, испытывающих тревожность, должно проходить 4 этапа:

Сбор предварительной информации.

Экспериментально-психологическое обследование.

Аналитическая обработка результатов эксперимента.

Заключительный этап (рефлексия).

В процессе консультирования психолог контактирует с родителями несколько раз: в ходе бесед по установлению истории развития ребенка, в ходе обследования ребенка и родителя на предмет специфики их взаимоотношений, в ходе беседы по результатам обследования, на коррекционных занятиях (родительские группы, тренинг родительской уверенности и др.).

Выявить страхи младших школьников можно с помощью методов неоконченных предложений и рисования страхов.

И поскольку тревожность негативно воздействует на все познавательные процессы, в качестве контроля в эксперименте диагностируем уровень развития внимания младших школьников.

Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Таким образом, при отсутствии тревожности внимание младшего школьника не только развито на достаточно высоком уровне, но и является произвольным.

Для диагностики произвольного внимания нами отобраны методики «Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки».

Страницы: 1 2 3 


Психологические особенности юношеского возраста. Юность как возрастной этап психического развития
Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи расходят­ся в определении возрастных границ юности. В западной психологии преобладает традиция объединения от­рочества и юности в возрастной период, называемый пери­одом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взросло ...

Свойства, функции и виды стереотипов
Как таковые свойства стереотипов изучены недостаточно в работах и западных и отечественных исследователей. Однако, на наш взгляд, все же можно выделить ряд свойств, наиболее часто упоминаемых в психологической литературе. Основные свойства стереотипа: 1) Не развитый когнитивный компонент; 2) Поляризованность оценки (завышение оценки ...

Исследование уровня эмпатии в педагогическом коллективе
В ходе диагностики мы получили данные, которые представлены на рисунке 16, индивидуальные показатели изображены в Приложении 13. Рис. 16. Показатели уровня эмпатии среди испытуемых (в %) Выводы по методике: рассматривая процентное соотношение представленных показателей, мы можем заключить, что в исследуемом педагогическом коллектив ...